Ученые выяснили, что собаки тоже могут завидовать

И собаку жаба душит

Австрийские ученые подтвердили тот факт, что собаки тоже могут завидовать. В ходе экспериментов с 43 дрессированными собаками и их хозяевами зоологи из университета Вены выяснили, что лучший друг человека вполне может ощущать себя обделенным, более того – свою обиду животное охотно демонстрирует.

Подопытных домашних питомцев всего лишь попросили дать лапу человеку в различных ситуациях. Несложную команду собаки выполняли почти во всех случаях в независимости от того, получали ли они за это награду или нет (в том числе, когда рядом с ними в это время находилась другая собака).

Во второй части эксперимента некоторые животные, в отличие от своих соседей, не получали вознаграждение за протянутую лапу. Результат — демонстративное выказывание своего недовольства и расстройства. Лишь в 13 случаях из 30 лапа была положена в руку человека.

Ранее подобное поведение было подтверждено лишь у приматов. Но ученые считают, что и другие виды животных, которые проживают большими сообществами, могут остро ощущать несправедливость.

Глава проведенного исследования Фридерике Ранге предполагает, что зависть вызывает не только еда, но и избыточное количество ласки, внимания и похвалы. Этим, видимо, объясняется ревность домашних питомцев к новорожденным детям. Она также считает, что зависть стала одним из двигателей эволюции взаимодействия в группе предков современных собак. У той особи, которая внимательно относится к тому, какое вознаграждение за свои труды она получает, больше шансов выжить, нежели у той, которая просто принимает все, как есть.

Ползучий поджигатель

Американские ученые выяснили, что оползни могут нести ответственность за часть лесных пожаров. Геологи установили, что при сходе оползня могут возникать химические реакции с выделением большого количества тепла. При этом температура грунта может повышаться до 300 градусов по Цельсию.

В качестве примера исследователи приводят лесной пожар, произошедший в Калифорнии в августе 2004 года. После тушения пожарные попытались найти источник возгорания и обнаружили, что пожар начался на склоне, где произошел небольшой оползень.

Специалисты-геологи установили, что его сход обнажил минерал пирит. Он состоит в основном из сульфида железа. На воздухе этот минерал окисляется с выделением тепла. Возгорание возникло в результате нагрева небольшого количества угля, который присутствовал в породе.

Несмотря на всю экзотичность описываемой ситуации, ученые полагают, что подобные возгорания более распространены, чем может показаться на первый взгляд. Регионы, склонные к подобным пожарам, по мнению ученых, существуют в Великобритании.

Земные недра — полупрозрачные

Геофизики, работающие в научных центрах США и Германии, в лабораторных условиях исследовали поведение минерала перовскита при высоком давлении. Их результаты, опубликованные в журнале «Science», свидетельствуют о сохранении прозрачности минерала при давлении в 1,25 миллиона раз выше атмосферного. Слагающий, по современным представлениям, нижние слои мантии Земли перовскит обеспечивает большую часть теплопередачи за счет излучения, а не теплопроводности. Данные, полученные на основе анализа распространения сейсмических волн, подтвердили результаты лабораторных исследований на специальных прессах для получения сверхвысоких давлений.

Ученые, исследовавшие спектры поглощения силиката магния при высоких давлениях, пришли к выводу, что образующийся на глубине около 2600 километров перовскит практически прозрачен для видимого света и ближнего инфракрасного излучения. При температурах около тысячи градусов по Цельсию такое свойство оказывается критичным для теплопереноса, раскаленная порода в буквальном смысле начинает светиться и передавать тепло именно за счет излучения.

Криовулканы — это на Титане

Исследователи, анализирующие данные с космического аппарата «Cassini», сообщили об открытии изменений в облике поверхности холодной луны Сатурна, косвенно указывающих на вулканическую активность. Криовулканы, в отличие от вулканов обычных, извергают не расплавленные каменные породы, а холодную смесь раскрошенного водяного льда, аммиака и метана, которая, по описанию ученых, должна напоминать ил, грязь или суспензию. Толщина этих ледяных потоков достигает 200 метров. Это возможно благодаря высокой вязкости криомагмы, сравнимой с вязкостью лавы на Земле.

Первый криовулкан на Титане «Cassini» нашел еще в 2005-м, однако споры об интерпретации увиденного идут до сих пор. Не прекратились они и теперь, хотя новые сведения кладут весомую гирю на чашу весов в пользу именно криовулканизма.

Не все исследователи согласны с такой точкой зрения. Альтернативные варианты включают, к примеру, этановые туманы, появляющиеся время от времени и меняющие яркость участков при наблюдении из космоса. Но в таком случае яркие элементы поверхности быстро менялись бы под действием ветра, но этого вроде бы не наблюдается.

А еще, утверждают специалисты, мы можем видеть действительно мощные потоки льда, но не извергаемые из-под поверхности, а внезапно снявшиеся со своих мест расположения, чтобы отправиться вдоль изрезанного рельефа в низины. Такое движение могут вызвать метановые дожди, смазывающие накопленный ранее на холмах лед. Если это так, мы видим последствия чего-то вроде гигантских ледяных селей.

Перегрел мозги — зевай

Одну из основных причин зевоты установила группа ученых под руководством Эндрю Гэллопа из университета Бингемтона. Это, как ни странно, перегрев мозга. Именно превышение им определенной критической температуры поставили во главу угла американские специалисты.

Они провели исследование на группе волнистых попугайчиков (взяли их в качестве примера позвоночных). Эти птицы обладают относительно большим мозгом, живут в Австралии (на территории которой частое колебание температур — норма), и, самое главное, им не свойственна «заразная зевота», которая так часто встречается у людей и некоторых животных.

За попугайчиками пронаблюдали в трех различных условиях: повышения температуры, высокой и регулируемой средней температуры. В первых двух случаях мало что менялось с течением времени, но когда зоологи начали повышать температуру от среднего значения, количество зевков птиц увеличилось почти вдвое.

Получается, что если мозг человека «вскипел», то, весьма вероятно, в скором времени homo sapiens зевнет. Данный физиологический акт будет эквивалентен началу работы вентилятора, охлаждающего перегревшийся процессор компьютера.

Теперь понятно, почему чаще всего люди зевают перед сном и после него (мозгу необходимо охлаждение и своего рода встряска), а также отчего зевота иногда становится симптомом болезни. Навязчивое зевание может свидетельствовать о проблемах с регулированием температуры в мозге. А это значит, что врачи должны быть внимательнее к тем пациентам, которые жалуются на частые приступы необоснованной зевоты.

-----------------------------------

У японского фермера есть экзоскелет в шкафу

Полку «силовых костюмов» прибыло. Но если раньше создатели подобных машин больше говорили о военном применении своих разработок, то теперь экзоскелет помогает человеку в совсем ином труде, ведь новинка рождена в Токийском университете сельского хозяйства и технологии.

В этом робототехническом костюме работают восемь электромоторов и шестнадцать датчиков. Весит он 35 килограммов, но во включенном состоянии не только помогает носить себя, но и поднимать большие тяжести, которые для владельца экзоскелета покажутся десятикилограммовыми. Костюм фиксирует движения мышц рук и ног и усиливает их. Это должно понравиться в первую очередь пожилым людям, которым уже трудно ухаживать за грядками-огородами.

В течение 2–4 лет разработчики намерены снизить вес экзоскелета вдвое и вывести его на рынок по цене 4,5—11 тысяч долларов.

В стареющем японском обществе, где постоянно сокращается число работников, данная машина придется как нельзя кстати. Разве что цена должна быть более привлекательной, чтобы костюм этот смог претендовать на роль массового вспомогательного средства.