Эврика!

Ученые из Ноттингема: Тараканы — хранилище мощных антибиотиков

Тараканы спасут от E. сoli?

Ученые из Ноттингемского университета утверждают, что в организме некоторых насекомых, в том числе тараканов, содержатся молекулы мощных антибиотиков. По мнению британцев, их находку можно использовать для разработки новых средств борьбы с метициллин-устойчивым золотистым стафилококком и кишечной палочкой E. coli.

Как сообщают авторы в пресс-релизе, им удалось идентифицировать в тканях мозга и нервной системы тараканов и саранчи девять особых типов токсичных молекул. Встреча с последними, как выясняется, фатальна для вредоносных микроорганизмов.

Эксперименты показали: природные антибиотики тараканов не только способны убивать более 90 % популяции MRSA и E. coli, но и обходят при этом стороной человеческие клетки. Учитывая серьезные побочные эффекты большинства существую­щих на сегодняшний день препаратов аналогичного назначения, лекарство на основе новых молекул может стать весьма эффективной альтернативой.

Именно MRSA несет ответственность за одну из самых распространенных больничных инфекций, поражающей в основном людей с ослабленным иммунитетом. Симптомы вызываемого микробами заболевания варьируются от сыпи до пневмонии, абсцессов и даже сепсиса.

Свет — зараза еще та!

Новое исследование, проведенное специалистами университета Хайфы, подтвердило, что раковые опухоли развиваются активнее, когда нарушен световой режим дня. Ученые также установили, что немалую роль тут играет гормон мелатонин, выработке которого мешает ночное освещение.

Израильские биологи ранее показали, что мужчины и женщины, проживающие в районах, где много ночной иллюминации, больше подвержены развитию рака простаты и молочной железы. Получается, что свет ночью обладает канцерогенным эффектом. Однако механизм такого воздействия не был известен.

Выдвигались предположения, что ночной свет нарушает выработку мелатонина — гормона, выпускаемого в кровь шишковидным телом в темное время суток и влияющего на циркадные ритмы человека. Вероятно, при нехватке мелатонина риск развития рака увеличивается. Нынешнее исследование подтвердило эту гипотезу.

В ходе эксперимента четырем группам мышей ученые ввели раковые клетки. Первая группа грызунов жила в условиях долгого дня (16 часов света, 8 часов темноты). Вторая — содержалась в тех же условиях, но при этом мышам этой группы дополнительно вводили мелатонин. Третья — «спала» целых 16 часов в день, четвертая — тоже, но в середине искусственной ночи мышек этой группы дополнительно освещали в течение получаса.

В результате по объему разрастания опухоли группы расположились следующим образом: вторая (в среднем 0,62 см3), третья (0,85 см3), четвертая (1,84 см3), первая (5,92 см3). Это означает, что подавление выработки мелатонина действительно влияет на развитие раковых опухолей. Также было установлено, что смертность мышей, которых «лечили» гормоном, была гораздо ниже, чем у других.

------------------------------------

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…

Эксперименты посадочных аппаратов «Viking», проведенные 30 лет назад, можно интерпретировать гораздо оптимистичнее. Так считает Рафаэль Наварро-Гонсалес из Национального автономного университета Мексики, выполнивший интересные опыты с грунтом из Атакамы.

Четыре года назад Рафаэль с помощью расчетов показал, что знаменитые «Викинги» могли проморгать марсианскую жизнь в силу особенностей своих лабораторий. Теперь же исследователь говорит, что шутку с земными зондами мог сыграть сам Марс. Дело в ядовитых перхлоратах, открытие которых на Красной планете в 2008 году подняло большую волну. Наварро-Гонсалес установил, что присутствие этих соединений могло обмануть аппаратуру «Викингов».

Рафаэль и его коллеги из центра Эймса смешали почву Атакамы с перхлоратами и «поджарили» ее (сильный нагрев присутствовал и в опытах «Викингов»). Почва выпустила диоксид углерода и следы хлорметана и дихлорметана, как это было и в случае с опытами американских зондов.

Одновременно реакции уничтожили все следы сложных органических соединений. Причем произошло это именно при нагреве — до него коварные перхлораты никак себя не проявляли. Между тем, как указывает мексиканский исследователь, «Викинги» тоже не нашли следов органических веществ, помимо упомянутых выше, и это было удивительным, поскольку таковые вещества обнаруживаются даже в метеоритах. А вот найденные зондами хлорорганические соединения 30 лет назад ученые интерпретировали как следы от растворителя, которым стерилизовали приборы перед запуском на Марс.

В объяснении же мексиканского ученого все встает на свои места: соединения хлора были марсианские, а следов органических соединений не нашли, потому что те были разрушены при нагреве с участием перхлоратов. Они — недостающий кусочек мозаики, без которого ученые так долго не могли собрать марсианский пазл.

Хотя новая гипотеза, изложенная в пресс-релизе NASA, не может уверенно ответить на сакраментальный вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» — она ясно показывает: то, что ранее воспринималось как негативный признак, может на деле оказаться позитивным свидетельством. Ну а точки над «i» смогут расставить только новые высадки зондов.

Эволюция он-лайн

Австралийские ящерицы — желтобрюхие трехпалые сцинки (Saiphos equalis) — прямо у нас на глазах совершают эволюционный переход от кладки яиц к живорождению. О деталях в Journal of Morphology рассказывает группа биологов из университетов Восточного Теннеси и Сиднея.

Ученые сообщают, что в теплых прибрежных районах Нового Южного Уэльса трехпалые сцинки откладывают яйца. Так матери экономят собственные силы. Но в холодных горных областях ящерицы того же самого вида рождают уже живое потомство, «считая», что так выше шанс защитить его от неблагоприятного климата и хищников. При одинаковой анатомии разница фактически заключается во времени, которое яйцо проводит внутри самки.

В случае живорождения тонкая оболочка находящегося в матке яйца (не препятствующая дыханию и обмену веществ) постепенно исчезает, так что к моменту своей «готовности» ящерка рождается лишь укрытой тонкой пленкой. Ключ ко всему — способ питания развивающегося плода. У млекопитающих тут все устроено надежно — есть пуповина, снабжающая плод питательными веществами и кислородом и удаляющая отходы. В случае с яйцами эмбрион получает питание от желтка, но при этом важный элемент, кальций, — от оболочки.

Анализ сцинков показал — их матки выделяют кальций, компенсируя его нехватку в истончающейся оболочке яйца. Этот процесс биологи назвали ранним предвестником эволюционного проявления плаценты (у сцинков, в принципе, образуется некое подобие такого органа), отмечая, что переход между двумя видами рождения, вероятно, куда более легкий и плавный, нежели считалось ранее.

Шимпанзе ума не занимать

В популяции шимпанзе в районе Босоу обнаружилось умение без вреда деактивировать ловушки, поставленные на обезьян местными охотниками. Судя по всему, навык этот уже передается следующему поколению через обучение, сообщают в журнале «Primates» биологи из университета Киото.

Хотя во многих частях Африки большое количество шимпанзе получают травмы и гибнут в ловушках, в Босоу число таких случаев невелико, хотя обезьяны живут недалеко от людей и, соответственно, подвергаются не меньшему риску. Понаблюдав в этом районе за несколькими обезьянами, японские ученые выяснили: шимпанзе научились обезвреживать ловушки. Приматологи зафиксировали шесть таких попыток, две были успешными.

Типичная ловушка, сделанная, к примеру, народом Манон, состоит из проволочной петли, которая при помощи веревки крепится к сильно склоненному упругому деревцу или ветке. При попадании животного происходит спуск, и деревце затягивает петлю на конечности или шее жертвы. Подобные конструкции срабатывают по всей Африке, но в Босоу нередко дают сбой.

Оказалось, местные шимпанзе хватаются за ветку с ловушкой и с силой раскачивают ее, пока устройство не разрядится вхолостую или ветка не переломится. При этом животные стараются ни в коем случае не дотрагиваться до проволочной петли.

«Они будто знают, какие части ловушки опасны, а какие нет», — удивляются японцы. Но вряд ли шимпанзе пришли к такой тактике методом проб и ошибок, так как просчеты тут смертельно опасны. Вероятно, приматы наблюдали за ловушками, срабатывающими на других животных, и делали выводы.

Электричество — от сырости

Сама атмосфера в регионах с высокой влажностью может служить источником дарового электричества. Так считает Фернандо Галембек из университета Кампинаса, представивший результаты своего исследования в пресс-релизе.

Ученый обратил внимание, что частицы кремнезема и фосфата алюминия (компоненты пыли) во влажной атмосфере приобретают тем больший заряд, чем выше влажность. Тесты же с металлами, разделенными изолятором, показали, что при прохождении над таким конденсатором воздуха, насыщенного водяным паром, устройство заряжается. Механизм накопления электричества тут напоминает тот, что формирует заряды в грозу. И хотя эффект чрезвычайно мал (солнечная батарея такого же размера даст на несколько порядков больше энергии), бразилец уверен, что процесс стоит изучить подробнее. Возможно, в будущем его удастся усилить, а значит, получить оригинальную систему добычи тока в тропических регионах.