Эврика!

Наше  Солнце — блуждающая  звезда

Моделирование эволюции Млечного Пути, проведенное американскими учеными на суперкомпьютере, показало, что значительная часть звезд в нашей Галактике образовалась за тысячи световых лет от текущих круговых орбит. И Солнце – среди них.

Ранее большинство астрофизиков полагали, что светила, возникшие в какой-то определенной части Галактики, там же и остаются вплоть до своей смерти. Однако эта теория не могла объяснить, почему химический состав Солнца значительно отличается от состава ближайших к нему звезд сопоставимого возраста. В частности, повышенным содержанием тяжелых элементов, например железа.

Группа исследователей из Научного института космического телескопа во главе с Роком Рошкаром из университета Вашингтона утверждает, что им удалось найти объяснение этому феномену. Ученые провели моделирование эволюции галактического диска за последние 9 миллиардов лет – с момента, когда Млечный Путь существовал еще в виде гигантского газопылевого облака, а спираль не сформировалась.

Полученные результаты подтвердили другую, не столь популярную гипотезу звездообразования, согласно которой существует радиальная миграция молодых звезд – перемещение их на внешние или внутренние по отношению к текущему положению орбиты вследствие взаимного притяжения. Симуляция показала, что такому воздействию могли подвергнуться около половины всех звезд Млечного Пути.

Где  нафталин,  там  и  тараканы

Группа ученых из Института астрофизики на Канарских островах обнаружила в космосе молекулы нафталина – самые сложные молекулы из найденных до сих пор в межзвездном пространстве. Находка указывает на то, что в межзвездной материи, из которой формировалась Солнечная система, могло присутствовать большое число добиологических компонентов.

Нафталин был обнаружен в области звездообразования в созвездии Персея, в направлении звезды Cernis 52. Ученые выявили положительно заряженные ионы нафталина в облаке межзвездной материи, расположенном в семистах световых годах от Земли.  В настоящее время ученые намерены выяснить, существуют ли в том же регионе более сложные углеводороды, в том числе аминокислоты, которые образуются в реакциях с участием нафталина.

Кишечная  палочка  устроилась  на  новую  работу

Примитивный чан с бактериями и обычный сахар в роли сырья — таким может стать в будущем производство пластмасс. Впечатляющее достижение генной инженерии продемонстрировала американская компания «Genomatica».

Одна из самых изученных бактерий — кишечная палочка (E. coli), «любимица»  микробиологов и один из частых объектов для опытов по генной инженерии, — и на этот раз исправно выполнила поставленную задачу. Разумеется, после того, как специалисты из «Genomatica» немного поколдовали над ее кодом.

Им удалось добиться того, что данная скромная труженица стала синтезировать бутандиол (BDO), вообще-то являющийся для нее ядом,  и научилась спокойно жить в воде с высокой его концентрацией. Ну а людям остается только извлекать бутандиол из раствора. Далее этим богатством можно распорядиться по-разному: BDO применяется для изготовления широчайшего спектра товаров — от колготок из лайкры до автомобильных бамперов.

Это соединение в мире производят на 4 миллиарда долларов в год и, увы, из нефтяного сырья. Соответственно, получаемые на его основе материалы сильно зависят в своей цене от котировок черного золота, а если последнего станет не хватать, мир испытает голод в отношении одного из самых ходовых видов полимеров. К тому же нынешнее производство бутандиола энергетически очень затратное.

Запах  тухлых  яиц — это  кошмар

Немецкие ученые обнаружили, что запах тухлых яиц, сообщенный человеку в определенный момент сна, может вызывать кошмары. Зато от благоухающих роз объятия Морфея, наоборот, будут приятными.

Борис Штук и его коллеги из университетской клиники в Мангейме в течение месяца наблюдали за сном 15 молодых здоровых женщин. Во время фазы быстрого сна (фазы сновидений) подопытным в течение 10-секундного сеанса сообщали либо приятный, либо неприятный запах, а потом будили. Затем участницы заполняли стандартную форму, где оценивалось их эмоциональное состояние. Всего было проведено три раунда испытаний. Из 45 пробуждений 40 сопровождались воспоминаниями о сновидениях. В результате были выявлены устойчивые зависимости между характером обонятельного воздействия и сюжетом сна.

По словам профессора Тим Джейкоба из университета Кардиффа, такие эффекты возникают вследствие того, что лимбическая система головного мозга, ответственная за регуляцию функции сна, одновременно заведует обонятельным трактом. Ученый также полагает, что полученные результаты могут способствовать возникновению совершенно нового вида психологической терапии – обонятельной.

Понаехали  тут:  мусорят  и  шумят

Американские ученые подсчитали, что рост кислотности океанов приведет к 2050 году к их катастрофическому звуковому загрязнению, сообщает Science NOW.

Рост звукового загрязнения связан с хорошо известным уже в течение 30 лет эффектом повышения звукопроводимости воды при росте ее кислотности. Согласно данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН, к 2050 году показатель pH (безразмерная величина, являющаяся характеристикой кислотности) океанической воды снизится на 0,3. Используя экспериментальные данные о зависимости звукопроводимости от pH, ученые установили, что в результате звук в воде будет распространяться на 70 процентов дальше, чем сейчас.

Ученые полагают, что подобное изменение будет иметь катастрофические последствия для животных, использующих эхолокацию, то есть ориентирующихся в пространстве при помощи звуковых волн. К таким животным относятся киты и дельфины. Относительно недавно было установлено, что военные сонары могут служить причиной гибели этих животных. В настоящее время киты слышат сигнал подобных аппаратов на расстоянии более 500 километров, а с ростом кислотности это число заметно вырастет.

Кстати, повышенная кислотность океанов несет не только опасность звукового загрязнения. Многие живые организмы, например кораллы, не в состоянии жить в кислотной воде.

Религия — опиум  для  народа

Британские исследователи установили, что религиозная вера может притуплять болевые ощущения, сообщает «The Guardian».

Энцефалограммы показали, что при демонстрации подопытным добровольцам изображения Девы Марии католики испытывали меньшую боль от электрических разрядов, чем атеисты и агностики. У верующих при этом более активно действовал участок мозга, ответственный за реакцию на угрожающие ситуации.

В опытах принимали участие двенадцать студентов-католиков и столько же неверующих. Исследователи использовали две картины — изображение Мадонны кисти Сассоферрато, итальянского живописца XVII века, и «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи. Ту или иную картину демонстрировали подопытным в течение 30 секунд, затем на 12 секунд включался электрический разряд. Степень болезненности своих ощущений по стобалльной шкале оценивали сами подопытные.

Как оказалось, после просмотра картины да Винчи католики и неверующие чувствовали одинаковую боль, а работа Сассоферрато уменьшала болевые ощущения католиков в среднем на 12 процентов. Руководившая экспериментом Катя Вич отметила, что обнаруженный эффект аналогичен действию плацебо, которое может спровоцировать нечувствительность к боли. Вич подчеркнула, что решающую роль играют не религиозные верования как таковые, а воздействие религиозных образов на психическое состояние верующего человека, и неверующие могут добиться того же эффекта другими способами, например, посредством медитации.

Пчелы  умеют  считать

Доктор Мари Дакке и профессор Мандям Шринивасан из Австралийского национального университета показали, что пчелы умеют считать до четырех. В поставленных опытах нескольким особям этих насекомых предоставили возможность подлетать к сладкому угощению сквозь туннель, в котором единственными опознавательными знаками были идентичные желтые метки. Выяснилось, что пчел можно натренировать подлетать к вознаграждению, если ставить его за определенным (постоянным) количеством меток.

Биологи намеренно меняли расстояние между метками, их размер и форму. Все эти изменения позволили исключить предположения, что пчелы добираются до угощения, ориентируясь по расстоянию от улья или внешнему виду меток. Кроме того, Дакке и Шринивасан сделали так, что в определенный момент времени насекомое видело лишь одну метку, то есть для того чтобы добраться до вознаграждения, ей приходилось складывать, сколько меток она пролетела. Выяснилось, правда, что больше четырех объектов пчелы не осиливают.