Евразийской интеграции нужна общественная поддержка

По мнению экспертов, приглашенных в РИА «Новости» на видеомост Москва – Астана на тему «Нужна ли евразийской интеграции общественная поддержка?», интеграционному проекту ее действительно не хватает.

По мнению экспертов, приглашенных в РИА «Новости» на видеомост Москва – Астана на тему «Нужна ли евразийской интеграции общественная поддержка?», интеграционному проекту ее действительно не хватает.

Общественная поддержка, считает исполнительный директор  Политологического центра «Север-Юг» Алексей Власов, – гарантия сохранения курса, намеченного нашими президентами. Формат гуманитарного, социокультурного информационного взаимодействия, на его взгляд, должен предполагать прямой диалог между лидерами общественного мнения России и Казахстана. Российский эксперт предложил создать на территории Казахстана или Беларуси специальный форум, «чтобы аккумулировать и консолидировать мнения, позиции, желания взаимного сближения сил, которые, как сказал Нурсултан Назарбаев, понимают, что в XXI веке страны, которые оказываются вне интеграционных треков, обречены на отставание вне основных трендов развития цивилизации».

Идею создания дискуссионной площадки в поддержку интеграции поддержали все участники видеомоста. Руководитель Центра социального партнерства при Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына» Нурлан Еримбетов полагает, что эту работу можно было бы поручить партиям, включив ее в партийные программы. По мнению ведущего сотрудника исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Пилько, хорошим подспорьем для перевода интеграции на новый уровень станет создание экспертной структуры, может быть, экспертного клуба, «которая бы профессионально занималась изучением вопросов, проблем, различных тем, связанных с евразийской экономической интеграцией. Чем удачнее будет запуск дискуссии, подключение экспертов, СМИ, тем успешнее будет сам проект».

Первый заместитель председателя Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» Рахим Ошакбаев убежден в том, что ситуацию можно улучшить, подключив к принятию решений компетентные бизнес-сообщества и деловые круги. По его мнению, «наднациональное нормотворчество», инициированное созданием Евразийского экономического союза, существенно отстает от того, что «мы имеем в Казахстане». В 2007 году там принят закон о частном предпринимательстве, который предусматривает согласование с бизнес-объединениями проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимательства, по всей вертикали – начиная с приказов министров и заканчивая кодексами и т.п. Это сделано для того, чтобы принимаемые акты не противоречили интересам предпринимательства. «И национальный аспект у нас очень позитивно работает. В рамках Евразийского экономического пространства этого нет», – уточнил эксперт. «Принципы, которые мы закладываем даже на стадии Таможенного союза и Единого экономического пространства, – свобода передвижения товаров, капитала, рабочей силы и услуг – на практике еще до конца не реализованы», – констатирует Р. Ошакбаев.

По его мнению, «скорость экономической интеграции превышает реальные возможности адаптации субъектов к новым правилам». «Идет обсуждение проекта договора о создании Евразийского экономического союза: в 2015 году он должен быть создан. И объем нормотворчества на наднациональном уровне очень высок. Но «уже появились серьезные противоречия между наднациональной и национальной бюрократией. По компоненту «бизнес-климат» в Казахстане фиксируется улучшение, в том числе и в рейтингах Всемирного банка. В последние годы мы достигли прогресса, поднялись на 7 позиций, до 47-го места. Вместе с тем не видно улучшения в рамках Евразийского экономического пространства. По рейтингу Всемирного банка Doing Business, у нас серьезно ухудшились позиции по компоненту «международная торговля», сказал Р. Ошакбаев. По его словам, во многом это произошло из-за того, что был принят наднациональный Таможенный кодекс. «Сейчас процедуры экспорта, импорта существенно ухудшились. И в целом этот процесс тоже объективен, поскольку такой серьезный документ нельзя было сделать совершенным именно в процедурных аспектах. Мы, с пониманием относясь к этому, подготовили очень много конструктивных предложений по поводу того, как можно упростить процедурные нормы торговли, и не нашли, к сожалению, в настоящий момент понимания. И нас это немного настораживает», – заключил зампредседателя НЭП «Союз «Атамекен».

Сторонникам стратегической интеграции действительно сложно оппонировать скептикам на фоне разговоров о необходимости в ближайшие 3–4 года поднять в Казахстане цены на ГСМ в три-четыре раза – до уровня российских, сказал казахстанский эксперт, или о компенсации потерь российских пошлин при экспорте в Казахстан светлых нефтепродуктов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter