Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Санкционный прессинг не ослабевает, а скорее наоборот, усиливается. Поэтому нельзя сидеть сложа руки. Мы просто обязаны сплотиться и действовать единым фронтом. Очевидно, это нужно всем, и иного не дано, если мы хотим сохранить свою государственность, наш союз и на самом деле думаем о благе своих народов. Я убежден, что совместными усилиями, реализовав в полной мере возможности Евразийского экономического союза, преодолев национальный эгоизм, мы успешно пройдем все испытания.
Из выступления на онлайн‑заседании Высшего Евразийского экономического совета, 27 мая 2022 года.
— Санкционный прессинг не ослабевает, а скорее наоборот, усиливается. Поэтому нельзя сидеть сложа руки. Мы просто обязаны сплотиться и действовать единым фронтом. Очевидно, это нужно всем, и иного не дано, если мы хотим сохранить свою государственность, наш союз и на самом деле думаем о благе своих народов. Я убежден, что совместными усилиями, реализовав в полной мере возможности Евразийского экономического союза, преодолев национальный эгоизм, мы успешно пройдем все испытания.
Из выступления на онлайн‑заседании Высшего Евразийского экономического совета, 27 мая 2022 года.
С акцентом на кооперацию
Создание Евразийского экономического союза, в который сегодня входят Беларусь, Россия, Казахстан, Армения и Кыргызстан, было призвано обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной или единой политики в отраслях экономики. И участники союза последовательно идут по этому пути. Например, в прошлом году в ЕАЭС зафиксирован рекордный объем взаимной торговли — 73,1 млрд долларов. Это почти на треть больше по сравнению с 2020 годом. Однако из-за беспрецедентного санкционного давления страны ЕАЭС начали принимать меры по защите внутренних рынков. И чтобы двигаться дальше, необходимы новые подходы к устранению сохраняющихся пока препятствий. Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович одним из вариантов решения проблемы считает создание совместных компаний:— Мы подошли к тому, что необходимо мотивировать создание совместных компаний, так как у одних есть интеллектуальные возможности, у других сырьевые, и надо объединять усилия. Полагаем, что нужно серьезное субсидирование процентных ставок по кредитам.Михаил Мясникович в эфире телеканала «Беларусь 1» обозначил ключевые сферы для развития кооперации в рамках ЕАЭС:
— В первую очередь это касается совместной инвестиционной деятельности. Сейчас мы рассматриваем много вопросов по микроэлектронике. У Беларуси и России есть соответствующие компетенции, нужно объединяться и создавать мощные кластеры для развития этой сферы.
Второе направление — производство лекарств.
— Несмотря на то что фармацевтические компании всех пяти стран достаточно уверенно себя чувствуют, мы полагаем, что можно было бы создавать новые заводы по производству лекарств, которые будут и импортозамещающими, а также ориентированными на экспорт, — отметил председатель Коллегии ЕЭК.
По его словам, еще одна перспективная сфера — авиастроение:
— Это высокотехнологичная отрасль, которая привлекательна для многих. Мы проработали соответствующие предложения, касающиеся того, какие комплектующие могут делать наши страны.
В высокой степени готовности
Евразийская экономическая комиссия также настаивает на более широком использовании национальных валют в расчетах между странами ЕАЭС.— У нас уже сейчас порядка 75 процентов (расчетов. — Прим. ред.) — в национальных валютах, — сообщил Михаил Мясникович. — При этом между Россией и Беларусью этот показатель значительно выше, а вот у Армении, Казахстана и Кыргызстана — 50 — 60 процентов в среднем. Мы активно проводим политику, чтобы национальные валюты были и валютой контрактов. То есть чтобы ценообразование закладывалось, формировалось в национальных валютах. Тогда в условиях волатильности будет меньше потрясений.
Продолжается работа и над общей стратегией развития Евразийского экономического союза. Вот что сказал по этому поводу член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев:
— Нам удалось завершить, по сути, формирование общего рынка. Этот общий рынок сегодня контролируется Евразийской экономической комиссией не только в сфере технического регулирования, стандартов, но и в сфере тарифной политики, нетарифных ограничений, государственных закупок.
Сейчас главное на повестке дня — создать условия для опережающего экономического развития на базе нового технологического уклада, модернизации экономики на основе перспективных технологий.
Еще один стратегический вопрос — формирование общих рынков нефти и газа. Как сообщила недавно официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина, проект международного договора по газу находится в высокой степени готовности. Осталось несколько неурегулированных принципиальных вопросов формирования рынка, решения по которым должны принять президенты наших стран на саммите в Бишкеке.
— Что касается проекта международного договора по нефти, работа продолжается согласно графику. Отставания от плановых сроков нет, — подчеркнула Ия Малкина.
Из истории вопроса
Договор о Евразийском экономическом союзе подписан президентами Беларуси, России и Казахстана 29 мая 2014 года в Астане. Договор вступил в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 года членом союза стала Армения, 12 августа 2015 года — Кыргызстан.1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.
Государства‑наблюдатели в ЕАЭС: Молдова, Узбекистан, Куба.
Зона свободной торговли ЕАЭС: Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
С Китаем подписано соглашение о торгово‑экономическом сотрудничестве.
Интерес к партнерству с ЕАЭС проявляют также Египет, ОАЭ, Индонезия, Индия, Монголия, Сирия и многие другие государства.
Предложения и инициативы белорусской стороны по укреплению интеграции в ЕАЭС
(Из выступления Александра Лукашенко на онлайн‑заседании Высшего Евразийского экономического совета, 27 мая 2022 года.)♦ Форсировать работу по созданию новых кооперационных связей и импортозамещению, в особенности по товарам критического импорта.
♦ Принять экстренные меры по переформатированию логистики. Значительный интерес представляет инициатива комиссии по реализации проекта «Евразийский агроэкспресс». Он призван обеспечить регулярные поставки сельскохозяйственных товаров железнодорожным транспортом, в том числе с Китаем.
♦ Разработать индикативные балансы в отношении товаров первой необходимости для внутреннего рынка союза.
♦ Развивать международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями.
♦ Использовать договор о торгово‑экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем для расширения взаимодействия в сфере промышленной кооперации, в том числе в инновационных областях, привлечения инвестиций, реализации транзитного потенциала нашего союза, наращивания взаимной торговли.