Евразийский мегапроект. Готовы ли страны ЕврАзЭС поступиться личным ради общего?

В Минске состоялись выездные заседания трех постоянных комиссий Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества – по таможенному регулированию и пограничной политике, по торговой политике и международному сотрудничеству, по агропромышленной политике, природопользованию и экологии. Парламентарии Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в центр дискуссии вынесли прежде всего те проблемы, которые сегодня тормозят интеграцию на постсоветском пространстве. Законодатели не только констатировали, что темпы развития ЕврАзЭС пока не соответствуют тем требованиям и задачам, которые изначально ставились перед этим объединением, но и признали свою ответственность за сложившуюся ситуацию.

Неиспользованные резервы

Синхронизация, гармонизация, унификация – эти слова чаще других звучали из уст депутатов, когда дело касалось законодательства. Оно и понятно, потому что без общего правового поля бессмысленно в принципе говорить о едином экономическом пространстве, единой продовольственной, энергетической, транспортной и какой-либо иной политике. Парламентарии видят свою задачу в том, чтобы более интенсивно развивать взаимоотношения между парламентами, оперативно принимать решения, в том числе по ратификации уже достигнутых договоренностей.
С другой стороны, даже самые прогрессивные законы, договоры и соглашения не гарантируют успеха сами по себе, поскольку их надо соблюдать и выполнять. А вот это, пожалуй, самое слабое звено во взаимоотношениях между государствами, входящими в ЕврАзЭС.
Создание в 2000 году этой международной организации стало адекватной и весьма своевременной реакцией на тенденции современного мироустройства, считает первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Игорь Петришенко. Практическая реализация огромного потенциала Сообщества позволит ему стать одним из ведущих объединений в многополярном мире. При этом и национальные экономики смогут двигаться  вперед с наименьшими рисками и потерями. И для этого есть все. На территории стран – участниц ЕврАзЭС проживают более 200 миллионов человек, это огромный рынок ресурсов, товаров и услуг, взаимодополняемые экономики, средоточие огромных производственных, научно-технических и интеллектуальных возможностей. Не говоря уже о том, что мы можем разговаривать на одном языке, нас роднит многое еще со времен Советского Союза. Сегодня во времена кризиса все это особенно важно и востребовано. Но сполна ли используется этот потенциал?

Принципиальная позиция

Спикер Совета Республики Национального собрания Беларуси, председатель МПА ЕврАзЭС Борис Батура напомнил, что товарооборот между странами Содружества вырос с 29 миллиардов долларов в 2001 году до 135 миллиардов в 2008-м. Улучшился инвестиционный климат, функционирует Евразийский банк развития, учрежденный для реализации крупных совместных проектов. Недавно подписан Договор о создании антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 миллиардов долларов, утверждена концепция создания Центра высоких технологий.
То есть сделано много, но все же от Сообщества ждали большего. И глобальный кризис отчетливо высветил все наиболее слабые места. Товарооборот в рамках Сообщества в первом полугодии снизился на 41 процент. Однако если тот комплекс мер по совместному противодействию глобальному кризису, который был утвержден главами правительств в июне текущего года, выполнять в полном объеме, то восстановить докризисный уровень сотрудничества вполне реально, считает Игорь Петришенко.
И это принципиальная позиция Беларуси. Сотрудничество в рамках Сообщества официальный Минск рассматривает как приоритетное направление своей внешней политики и предлагает сконцентрировать работу на завершении формирования Таможенного союза, создании общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.
Что касается Таможенного союза (пока только в рамках Беларуси, России и Казахстана), то это, без преувеличения, самый главный этап на пути к единому экономическому пространству. Ведь само понятие единой таможенной территории подразумевает беспрепятственное продвижение товаров, исключение тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, проведение единой внешнеторговой политики. Сумеем преодолеть этот этап – и с повестки дня сразу снимется целый ряд вопросов. Если нет – так и будем барахтаться на одном месте, постоянно сталкиваясь лбами во взаимной торговле.
Как отметил председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по торговой политике и международному сотрудничеству, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Карпенко, все 13 документов по Таможенному союзу уже находятся в белорусском парламенте и в самое ближайшее время они будут ратифицированы. А 27 ноября текущего года в Минске главы государств планируют подписать Таможенный кодекс Беларуси, России и Казахстана. А следом – и утвердить Единый таможенный тариф и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты на ввоз или вывоз государствами Таможенного союза в торговле с третьими странами. Чуть позже, 11 декабря,  в Санкт-Петербурге главы правительств трех стран рассмотрят дополнительный пакет документов из восьми договоров, касающихся технического, ветеринарного, санитарного и налогового регулирования в рамках Таможенного союза.
По словам Игоря Петришенко, к 1 июля 2010 года должен заработать механизм распределения и зачисления сумм ввозных таможенных пошлин. К этой же дате отменят таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенной территории Беларуси и России.
Такая перспектива очень привлекательна и для других участников ЕврАзЭС. В частности, интерес к Таможенному союзу уже проявил Кыргызстан, создав рабочую группу по вопросу участия этой страны в Таможенном союзе.
Однако на практике предстоит еще огромная кропотливая работа по согласованию ставки ввозных пошлин на импортные легковые автомобили, экспортных пошлин на нефть и практическому решению многих других рабочих вопросов.

Убирая шлагбаумы

Парламентарии МПА ЕврАзЭС договорились продолжить доработку Торгового кодекса Сообщества, одобрили проект рекомендаций по гармонизации законодательств в сфере валютного регулирования и контроля, а также упрощения процедур торговли на основе опыта Европейского союза.
На финишную прямую выходит подготовка и еще одного важного документа – Концепции продовольственной безопасности ЕврАзЭС. Ожидается, что она будет подписана главами правительств в декабре нынешнего года и станет основой для разработки типового законопроекта о продовольственной безопасности. 
Активнее формировать общий продовольственный рынок наши страны заставляют прежде всего внешние факторы, говорит председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по агропромышленной политике, природопользованию и экологии, член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ Анатолий Васьков. Одним из таких факторов является возможное вступление в ВТО единой таможенной территорией. С другой стороны, мировой экономический кризис привел к дальнейшему обнищанию бедных слоев населения и резкому увеличению числа голодающих в мире. Их число, по последним данным, уже превысило миллиард. Эксперты считают, что увеличение числа голодающих как в период низких цен и экономического благополучия, так и в период резкого ценового скачка и экономических спадов свидетельствует о слабости и ненадежности мировой системы продовольственной безопасности, которая нуждается в срочном реформировании.
Впрочем, есть и скептики, которые расценивают шансы на формирование в рамках ЕврАзЭС единого таможенного пространства или продовольственного рынка весьма сдержанно. Мол, о каком Таможенном союзе или едином рынке можно говорить, если даже такие близкие страны, как Беларусь и Россия, периодически выдвигают претензии друг к другу. Да, это случается. Но в ответ можно привести опыт Евросоюза, который не делит государства на большие и маленькие, сильные и слабые, богатые и бедные. Все в равной степени осознают, что для общей выгоды иногда нужно и чем-то поступиться. И к этому пониманию Европа тоже шла многие годы.
Стало быть, если мы действительно хотим объединения, то надо отбросить все амбиции, гордыню, не гнаться за сиюминутной выгодой и прибылью, а подумать о завтрашнем дне. Только взаимовыгодное партнерство и ответственное отношение к достигнутым договоренностям помогут всем странам ЕврАзЭС продвигаться вперед.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter