С 1 января 2015 года стартует новый интеграционный проект Беларуси, России, Казахстана и Армении — Евразийский экономический союз

Евразийские перспективы

Участившиеся в последние месяцы осложнения в отношениях между участниками будущего ЕАЭС вызывают у многих резонные сомнения: если начало столь не простое, что же будет дальше?
С 1 января 2015 года стартует новый интеграционный проект Беларуси, России, Казахстана и Армении — Евразийский экономический союз. Однако участившиеся в последние месяцы осложнения в отношениях между участниками будущего ЕАЭС вызывают у многих резонные сомнения: если начало столь не простое, что же будет дальше? Именно об этом рассуждают наши эксперты.


Риски интеграции


Антон Болточко, эксперт по экономике Либерального клуба

Среднестатистический житель нашей страны даже не заметит, как с 1 января 2015 года начнет жить в новом интеграционном объединении — Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Ведь до сего момента он не замечал, что уже несколько лет живет в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Не поменялся его образ жизни и после того, как всего несколько месяцев назад было ликвидировано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в котором наша страна просуществовала практически 14 лет.

Такое мироощущение граждан нашей страны связано с тем, что чаще всего интеграционные процессы на постсоветском пространстве сводились к формальному членству той или иной страны в организации. Происходит это на фоне нежелания руководства отдельных стран делиться своими функциями и полномочиями. Как, например, при создании Союзного государства между Беларусью и Россией в конце 1990-х этот процесс был заморожен российской стороной, тем самым объединение превратилось в атавизм прошлого: де-юре Союз существует, но оказывает минимальное влияние на жизнь граждан стран-участниц.

Хотя, казалось бы, общее советское наследие — объединяющий фактор евразийской интеграции. Россия, Беларусь, Казахстан и присоединившаяся в октябре текущего года Армения — страны, которые объединены единой маркой “made in USSR”. После распада Советского Союза экономические связи между этими странами нарушились, однако иные виды отношений между ними, в том числе инфраструктурные, остались. Согласно тем же социологическим опросам, население перечисленных стран сохраняет свою приверженность интеграции с братскими народами, а не с другими иностранными объединениями. Но историческая ретроспектива уже не настолько сильна, чтобы претендовать на звание главного объединяющего фактора. Следовательно, есть что-то иное, что будет оказывать свое воздействие на будущее евразийской интеграции.

В этом случае на первое место в качестве интеграционного фактора выходят целевые ориентиры, которые преследуют каждое государство — участника Евразийского экономического союза. Наша страна заинтересована в дешевых энергоносителях из России, свободном доступе своей продукции на соседний рынок и получении дополнительных кредитных ресурсов на привлекательных условиях. Общий объем такой поддержки может быть оценен в 18—20 процентов нашего ВВП, что является значительной долей поддержки национальной экономики на фоне различных внешних вызовов. Казахстан, в свою очередь, заинтересован в инвестициях со стороны России и транспортных путях, которые проходят по ее территории. Россия имеет более глобальные интересы в интеграционном процессе, реализуя стратегию “двух направлений”. Она заключается в удержании рядом Беларуси в качестве моста в Европу и сохранении буфера безопасности на этом направлении. Казахстан нужен для сближения с Азиатским регионом, который сейчас на экономическом подъеме. На примере Армении, которая получила свою порцию донорской помощи со стороны России в период подготовки к интеграции с ЕАЭС, можно заметить желание России и дальше расширять границы реализуемой стратегии.

Но если главный интеграционный фактор — ресурсы России — будет ограничен, то и интеграционный процесс перейдет из активной фазы в пассивную. Беларусь, Казахстан, Армения будут искать дополнительные средства для стимулирования своих экономик в других местах. Все ранее принятые решения будут проигнорированы либо в одно , либо в многостороннем порядке. Что в очередной раз сведет интеграционное новообразование — ЕАЭС — к формальной организации, подобной тем, что существовали или продолжают существовать на постсоветском пространстве.

Добавляет перчинки в этот процесс и тот факт, что ни одна страна — участница ЕАЭС на сегодняшний день не готова идти дальше по интеграционной лестнице (читай — отдавать часть своего суверенитета на наднациональный уровень): от экономического союза к валютному и политическому союзу. Поэтому де-факто мы получаем “замороженную” модель интеграционного объединения, которую, конечно же, в дальнейшем можно совершенствовать и без перехода к новым формам сотрудничества. Однако, судя по возникающим с определенной периодичностью конфликтным ситуациям между участниками ЕАЭС, этот процесс будет не без серьезных изъянов и проблем.

Равновесное ускорение

Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ

Сравнивая Евразийский и Европейский союзы в стадии зарождения, мы обнаруживаем, что шесть стран — учредителей ЕС имели примерно одинаковый уровень экономического развития. ЕАЭС не характеризуется такой гомогенностью. Напротив, здесь имеет место полярный разброс экономических параметров, где доминирует Россия с долей в ЕАЭС по любому из экономических параметров около 85 процентов и куда входит Армения с долей в 0,4—0,6 процента. Создание равноправного союза со столь существенными различиями в размерах экономик является непростой проблемой.

Одностороннее доминирование России уже проявилось. Это и вывод вывозных пошлин на нефть и газ из компетенции Евразийской экономической комиссии, и запрет импорта продовольствия без консультаций с партнерами, и ограничение объема импорта более дешевых спиртных напитков из нашей страны и Казахстана, и односторонняя приостановка по отношению к Украине и Молдове договора СНГ о зоне свободной торговли. Очевидно, что Таможенный союз и ЕАЭС еще не стали механизмом равноправного согласования принципиальных внешнеторговых решений. Зачастую Беларусь и Казахстан должны приспосабливаться и поддерживать решения, односторонне принятые Россией. Таким образом, вновь возникает риск имперского синдрома “старшего брата”, который привел к развалу СССР. Разрешение проблемы видится в особой роли тандема Беларусь — Казахстан, который должен сыграть роль драйвера экономического роста и стабилизатора равновесия и стабильности в ЕАЭС. Такой особый статус требует более тесного сотрудничества в отстаивании перед Россией собственных интересов и общих интересов ЕАЭС. Образно выражаясь, если Евразийский союз представить в виде воздушного лайнера, то Россию можно воспринимать как его основной двигатель, а нашу страну и Казахстан — как крылья этого лайнера, на которых подвешены дополнительные двигатели. В результате эти крылья не только стабилизируют равновесие внутри союза, но и дают ускорение.

Исходя из прогнозов роста ВВП можно рассчитать будущую долю ЕАЭС в мировой экономике: восемь-девять процентов. У Евросоюза эта доля сократится с нынешних 17 процентов до 10—11 процентов. Иными словами, ЕАЭС практически сравняется по экономической мощи с ЕС. Но лишь модернизация, производственная кооперация и научное сотрудничество (“интеграция снизу”) в создании собственных инноваций помогут предприятиям ЕАЭС стать конкурентоспособными на мировых рынках. Поэтому первый приоритет ЕАЭС — инвестиционно-инновационное сотрудничество. Второй — общая транспортная логистика. Третий — общая аграрная политика.

В ближайшем будущем судьба ЕАЭС во многом будет зависеть также от того, сумеет ли эта структура, и прежде всего Россия, сдержать последствия экономических санкций. Здесь следует иметь в виду, что жесткие меры санкций сопровождаются болезненным снижением цен на энергоносители, которые имеют не столько конъюнктурный, сколько структурный (сланцевая революция), а значит, долговременный характер. Их проявление в экономике может сопровождаться кризисом ликвидности, чрезмерной эмиссией денег, ростом инфляции, очередными девальвациями и кризисом в социальной сфере. Недооценка рисков может привести к ослаблению позиций интеграционного союза. С другой стороны, санкции дают шанс Беларуси и Казахстану нарастить свои поставки в Россию и заместить часть из почти 500-миллиардного российского импорта. Важную роль в нашей интеграции призван сыграть и взаимодействующий бизнес наших стран при эффективном государственно-частном партнерстве. Этому призвана содействовать новая структура — Евразийский центр интеграционных исследований и коммуникаций — как площадка для взаимодействия бизнеса стран — членов ЕАЭС.

ЕАЭС — это уже шестая попытка создания интеграционной модели с различной географической конфигурацией на части бывшего СССР. Докажет ли она свою жизнеспособность, покажет время. Но главный риск дисбаланса, связанный с неравномерностью экономических параметров его учредителей, представляет наибольшую опасность. Равновесие в пространстве между двумя крайними полюсами этого союза, представляющими Россию и Армению, невозможно без уравнивающих рычагов тандема Беларусь — Казахстан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter