Евразийская интеграция: от ТС к ЕЭП

Парламентские слушания по вопросам евразийской интеграции, состоявшиеся на днях в Госдуме России, собрали ведущих экспертов по постсоветской экономике и политическому сотрудничеству.

Парламентские слушания по вопросам евразийской интеграции, состоявшиеся на днях в Госдуме России, собрали ведущих экспертов по постсоветской экономике и политическому сотрудничеству. Слушания впервые проходили в Госдуме в Большом зале пленарных заседаний: ни в каком другом, по словам спикера Сергея Нарышкина, столько участников дискуссии просто не могло поместиться. О том, как обстоят дела в Таможенном союзе, и о тех проблемах, с которыми страны-участницы могут столкнуться на пути преобразования его в Евразийский экономический союз, рассказали глава Евразийской экономической комиссии ТС Виктор Христенко, министры ЕЭК, парламентарии, эксперты и практики.

Интеграционное строительство на постсоветском пространстве носит объективный характер, говорил на слушаниях депутат Госдумы Василий Лихачев. Он предложил принять «дорожную карту» парламентского содействия евразийской экономической интеграции. В нее могли бы войти такие направления, как создание межфракционной группы Государственной Думы, информационное обеспечение, образование мониторинговых групп, формирование механизмов контроля за фактической реализацией международных договоренностей в рамках существующих на постсоветском пространстве интеграционных структур: Союзного государства, Таможенного союза, ЕЭП, ЕврАзЭС и других органов.

Банковский кризис на Кипре выявил системные риски мировой финансовой системы и сделал актуальными вопросы защиты этой сферы за счет координации валютной политики. Об этом в своих выступлениях говорили многие участники слушаний.

Как вариант такой защиты – общий, как и в Союзном государстве, бюджет Таможенного союза. С инициативой его создания выступил глава думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. Идею поддержал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. На примере Союзного государства он пояснил, что общий интеграционный бюджет можно успешно использовать на программы сотрудничества в стратегических областях.

О необходимости продолжить работу по созданию единой резервной валюты заявил председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. Действенной мерой могло бы стать расширение расчетов в национальных валютах в рамках ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС, а также формирование объединенных платежных систем, полагает депутат.

Итогом слушаний стали Рекомендации, в которых отражены главные вопросы, которые стоят сегодня на повестке дня Евразийского экономического пространства. Так,  нерешенными вопросами в ЕЭП признаны гармонизация законодательства сторон в банковской и страховой сферах, на валютном рынке и рынке ценных бумаг, по созданию общего рынка капиталов.

Экономическое развитие невозможно без свободного передвижения капиталов, товаров и услуг. А еще – рабочей силы. Активная работа на национальных уровнях, усилия ЕЭК позволили добиться значительных достижений в миграционной политике внутри ЕЭП. Госдума России предложила увеличить срок пребывания граждан Беларуси, России и Казахстана на территории Таможенного союза без регистрации с 30 до 90 дней.

МИД РФ, ФСБ и Федеральной миграционной службе рекомендовано провести консультации по этому вопросу с компетентными органами государств – участников Таможенного союза. «В целях более эффективной реализации миграционного контроля на территории стран ТС и ЕЭП проработать в краткосрочной перспективе вопрос о въезде граждан третьих стран в государства сторон исключительно по заграничным паспортам», – говорится в Рекомендациях.

В настоящее время граждане ряда среднеазиатских стран имеют возможность въезжать на территорию Таможенного союза по внутренним общегражданским документам.

Первый заместитель руководителя ФМС РФ Екатерина Егорова заявила, что уже сейчас приходится сталкиваться с проблемными моментами, связанными с различными подходами в отношении миграционной политики России, Беларуси и Казахстана. «Разные критерии выдачи виз, различаются режимы пребывания и нет единства с перечнем государств с безвизовым порядком въезда, – отметила она. – Например, в Беларусь и Казахстан без виз въезжают граждане Грузии, в то время как у РФ с этой страной – визовый режим».

Кроме того, и об этом тоже говорится в Рекомендациях, принятых по итогам слушаний по вопросам евразийской интеграции, нужно выработать для граждан стран Таможенного союза унифицированный правовой режим в социальной сфере.

Правительству РФ предложено продолжить работу по созданию унифицированного правового режима для граждан стран Таможенного союза в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости. МИД России и Министерству образования и науки предложено рассмотреть вопрос об обеспечении взаимного доступа к системе получения высшего образования для граждан государств – членов ТС и ЕЭП, введении единых профессиональных и образовательных стандартов, взаимном признании документов об образовании.

По примеру Союзного государства в Таможенном союзе ведется поиск создания единого социального стандарта для граждан стран – участниц объединения.

Минтруда и соцзащиты, Минздраву, Федеральной миграционной службе и МИД рекомендовано рассмотреть вопрос о поэтапной гармонизации законодательства в сферах социального, пенсионного, медицинского обеспечения граждан государств – членов ТС и ЕЭП с учетом условий их нахождения на территории государств, исходя из необходимости обеспечения равных прав на свободу передвижения, трудоустройство, выбор места пребывания, жительства, предоставление медицинских и социально-трудовых гарантий.

Союзный бюджет себя оправдал

Выступление Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты участники мероприятия слушали с особым вниманием. Ведь удачный опыт белорусско-российского союза стал своего рода матрицей для создания и развития Единого экономического пространства. В своем выступлении Григорий Рапота остановился на наиболее острых темах союзного строительства, оптимальное решение которых способно сэкономить усилия в реализации поставленных задач по созданию Евроазиатского экономического союза.

– Развитие Союзного государства на ближайший и среднесрочный периоды заключается прежде всего в упрочении его социально-экономического фундамента, – подчеркнул он. – Важно сосредоточиться на инфраструктурных базовых позициях. Это создание объединенных транспортных и энергетических систем, гармонизация законодательства в сфере налоговой и бюджетно-ценовой политики, согласование научно-технической и промышленной политики, решение вопросов и регистрации управления союзной собственностью, консолидация активов некоторых предприятий для создания транснациональных форм собственности с целью повышения конкурентоспособности их продукции на мировом рынке.

По мнению выступающего, в социальной сфере необходимо расширить правовую основу, обеспечивающую равноправие граждан на нашей общей территории. Это важный аспект: о результатах любой интеграции можно судить по настроению и ощущению граждан, проживающих в рамках интеграционного объединения. Чем меньше они чувствуют себя иностранцами на территории друг друга, тем успешнее интеграционный процесс.

Наличие на постсоветском пространстве разных структур по решаемым задачам, степени вовлеченности стран-участниц говорит об активном поиске форм и механизмов взаимодействия – как естественной реакции государства на вызовы глобализации и стремлении упрочить свои позиции.

У СНГ, Таможенного союза, ШОС, ОДКБ, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Союзного государства свои цели, но в некоторых сферах их деятельность пересекается. Без координации могут создаваться проблемы,  но если между структурами налажено тесное взаимодействие, это дает взаимную пользу. Поэтому тему координации деятельности интеграционных структур можно сделать постоянным предметом рассмотрения в их парламентах и органах власти, полагает Григорий Рапота.

Создание Таможенного союза – серьезный прорыв Казахстана, России и Беларуси в стремлении объединить усилия в экономике и политике.  Это единственная структура, где создан орган, наделенный наднациональными полномочиями, способный принимать самостоятельные решения в области тарифно-таможенной политики. Это создает условия для развития других интеграционных структур, отдельных государств, в частности для развития Союзного государства.

В качестве примера Григорий Рапорта привел такую сферу, как развитие транзитного потенциала. По недавно приводимым данным, товарооборот между Восточной Азией и Западной Европой составляет порядка 600 млрд долларов. Чуть больше 2 процентов проходит через территорию стран нынешней Евразии. Только развитие этого потенциала позволит создать очень мощный дополнительный возобновляемый экономический ресурс для развития экономики стран Таможенного союза и стран Союзного государства как обеспечивающих вход-выход в Западную Европу.

В Союзном государстве в отличие от Таможенного союза и Единого экономического пространства есть свой бюджет, из которого финансируются важные программы сотрудничества. Бюджет небольшой, около 5 млрд российских рублей, из них больше половины используется для реализации программ, получения инновационного продукта, развития новых технологий, научно-исследовательских работ. Он позволяет России и Беларуси консолидировать усилия на прорывных направлениях, в частности в космосе, медицине, биотехнологии, электронике, вычислительной технике. Кроме того, средства бюджета направляются и на развитие гуманитарной сферы в области культуры, искусства. Практика  единого бюджета себя оправдала, отметил Григорий Рапота, поэтому может быть использована в рамках евразийской интеграции.

Судьба мира зависит от успеха интеграции

Виктор ХРИСТЕНКО, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии:
– 2012 год был не самым плохим для Таможенного союза, несмотря на влияние негативных явлений глобального характера. Напрмер, внешняя торговля всех стран Таможенного союза выросла на 3,2 процента, взаимная – почти на 9 процентов. Взаимная торговля в Таможенном союзе качественно отличается от структуры внешней торговли. Всего около 1/3 товарооборота приходится на топливно-энергетические ресурсы, а 20 процентов занимают машины и оборудование. Во внешней торговле стран Таможенного союза на долю машин и оборудования приходится только 2 процента.

Из перечня товаров, к которым не применяются какие-либо барьеры во внутренней торговле в Таможенном союзе, исключены лекарственные средства, медицинское оборудование, алкогольная и табачная продукция, а также другие виды чувствительных для стран – участников Таможенного союза товаров. Ситуация с услугами еще хуже. Только около одной трети услуг являются свободно реализуемыми. Все остальные находятся в зоне изъятия.

Обеспечение четырех свобод – передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы – предусмотрено 17 базовыми соглашениями о создании Евразийского экономического союза, которые планируется подписать к 1 января 2015 года.

С 1 января этого года запущен проект по формированию Единого экономического пространства для России, Казахстана и Беларуси. 17 базовых соглашений предполагают свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Наибольшие успехи достигнуты в товарообороте.

То, что называют второй волной финансового кризиса, – это кризис глобализации. Ответ на него – в эффективной коммуникации групповых структур, которые определяют облик мира на ближайшее столетие. От того, насколько эффективна будет интеграция, зависит дальнейшая судьба мира. В какой-то степени евразийский проект – часть этого большого процесса.

Нужно активнее включиться в деятельность ВТО, чтобы повлиять на формирование новых правил игры этой организации в своих интересах. Мы все живем в этом мире и мы должны осознанно строить свое будущее. Необходимо изучить опыт Евросоюза и его проблемы. В начале 2000-х был взят курс на расширение Евросоюза в ущерб глубине интеграции, и в ЕС вошли экономически неблагоприятные страны. То, что еврозона принимает такие оригинальные решения, как по Кипру, демонстрирует тупик, в который они сами себя загнали.

У ЕЭК появились новые компетенции, в том числе реализация комплекса компенсационных и защитных мер во внешней торговле. С 1 июля ЕЭК уже провела 7 антидемпинговых расследований, по которым приняты соответствующие защитные меры. По двум товарным позициям, в том числе по такой чувствительной, как зерноуборочные комбайны, защитные меры были приняты в предварительном порядке. Такой прецедент в истории трех стран имел место впервые, хотя в США и других государствах у принятия предварительных защитных мер широкое распространение.

В рамках Таможенного союза необходимо создать единые условия и принципы для функционирования транспортной и энергетической систем Беларуси, России и Казахстана. Любые вопросы наднациональной компетенции, которые передаются в ведение Евразийской экономической комиссии, в обязательном порядке закрепляются международными договорами.

Мы стараемся представить евразийскую интеграцию на всех международных площадках, в том числе европейских.

Нужна экспертиза соответствия

Татьяна МОСКАЛЬКОВА, председатель Комиссии ПС по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками:
–  Необходимым элементом эффективной экономической интеграции на евразийском пространстве является унификация правового регулирования в сфере обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, работ и капитала. Выработкой ее стандартов на постоянной профессиональной основе занимается Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС. Только за последние три года (2009–2012) на ее заседаниях принято и одобрено более 60 документов, в том числе 23 типовых проекта законодательных актов (модельных законов) и 35 рекомендаций, целью которых является гармонизация законодательства государств –  членов ЕврАзЭС. В их числе, например, Рекомендации по приведению национального законодательства Беларуси, Казахстана и России в соответствие с Соглашением о единых принципах и правилах регулирования естественных монополий и Рекомендации по приведению национального законодательства трех стран в соответствие с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции.
К сожалению, огромная законотворческая работа часто остается невостребованной и дает практически нулевой результат. В профильных комитетах парламентов до сих пор нет плана гармонизации законодательства. Унификация и гармонизация идут фрагментарно и чрезвычайно медленными темпами. Причем пробелы есть по всем направлениям интеграции: ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП. Например, не реализованы принятые Рекомендации по приведению национального законодательства Беларуси, России и Казахстана в соответствие с Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах – членах ЕЭП от 9 декабря 2010 года. Особенно это касается наших казахстанских коллег. Ряд проблем существует и в области функционирования Таможенного союза. Например, даже такой основополагающий законодательный акт, как Типовой проект законодательного акта «О таможенном регулировании», до сих пор не нашел отражения в законодательстве Беларуси и Казахстана. В национальном законодательстве России, Беларуси и Казахстана не реализован Типовой проект законодательного акта «О внешнеторговой деятельности».

Следует отметить, что рекомендации тоже зачастую несовершенны и неконкретны. Например, Рекомендации по приведению национального законодательства Беларуси, Казахстана и России в соответствие с Соглашением о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятые 11 апреля 2013 года, содержат следующие положения: «продолжить совершенствование законодательства Российской Федерации в соответствии с интеграционными процессами на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области: разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой; противодействия незаконной миграции». Каким образом столь образное положение должно быть реализовано в национальном законодательстве, остается только догадываться.

 ТОЧКA ЗРЕНИЯ

Анатолий ЛОКОТЬ, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:
– Если с Беларусью интеграционный «процесс пошел», то в отношении среднеазиатских стран все сложнее. Это самодостаточные республики – со своей сырьевой базой, вышедшие на мировой рынок. Они установили тарифы и цены на бензин и топливо значительно ниже, чем в России. Если войдут в Единое экономическое пространство, цены вырастут. Есть существенные различия в национальных законодательствах, разные подходы к доле государства в экономике. В Казахстане, например, роль государства даже при рыночной экономике очень существенна.
Но надо работать, понимать, что это не сиюминутный процесс. За основу брать опыт Союзного государства. Это хороший пример, показывающий, что от интеграции народы только выиграют.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник Президента России:
– Во взаимной торговле стран – участниц Таможенного союза проявляется тревожная тенденция. В четвертом квартале прошлого года рост взаимной торговли практически прекратился, а в январе ее объемы снизились на 2 процента. Причина в том, что в Таможенном союзе пробуксовывает создание общей промышленной и сельскохозяйственной политики. Единственный, кто демонстрирует рост взаимной торговли в Таможенном союзе, – это Беларусь. В республике проводится осмысленная промышленная политика, стимулируется экономический рост, поэтому растет товарооборот и страна выигрывает от интеграции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter