Евгений Урбанский

Актеры советского кино
В воскресенье на канале ТВЦ в 23.15 мы увидим кумира наших мам и пап — настоящего «Коммуниста»

Евгений Урбанский и Сергей Бодров — актеры разных времен, но их яркую жизненную траекторию объединяет многое: с дебютной роли каждый стал сказочно популярен среди своих ровесников. Оба не успели «сценично» проститься: нелепо погибли молодыми во время съемок. Самый красивый коммунист советского кинематографа Урбанский погиб в 1965 году, а самый близкий «брат» Бодров — в 2002–м. Наверное, Евгений Урбанский первый в плеяде советских актеров доказал, что удачная судьба — это еще не вечный праздник и жизнь — не позитив без границ, за все надо платить.

Сыну сосланного «врага народа» и не снилась в конце 50–х такая карьера. На сцене актер сыграл около 30 ролей. В кино — всего 9, но они сделали его всемирно известным. И внешность его здорово вписалась и, как назвали критики, «очеловечила» слегка надуманный литераторами героический образ строителей социализма и коммунизма. Образ коммуниста Губанова в 60–е годы, как нынче говорят, «наше все».

В мемуарах нашла историю демонстрации фильма «Коммунист» на Кубе — классика жанра поведения зрителей на фильмах о войне. Во время сцены, где Губанова — главного персонажа — убивают враги, вдруг, высоко подняв автомат, встал с кресла один из зрителей. Да как закричит: «Компанерос! Амиго!» Мол, не сдавайся, не умирай! Мы поможем тебе! И с кубинским темпераментом расстрелял из автомата экран. Безоружные зрители острова Свободы от рождения с развитым чувством ритма поднялись с мест и кинулись на подмогу... тоже защищать коммуниста Губанова. Ситуацию спас Евгений Урбанский, он выскочил из ложи и закричал в зал на русском языке: «Я не умираю, не сдаюсь!» Зал его увидел и поверил. Вот вам и великая сила искусства.

Москвич Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года. Его отец — Яков Самойлович Урбанский — был видным партийным работником, которого в середине 30–х направили в Узбекистан на должность второго секретаря ЦК ВКП(б). Но элитарность довольно быстро закончилась и трансформировалась в пайку в лагере под Воркутой. Отца в 1937 году арестовали как «врага народа». Мать с детьми выслали в Алма–Ату. Там Евгений пошел в школу, в которой проучился до 9–го класса. Среднюю школу Урбанский окончил в городе Инта. В 1950 году он сначала поступил в Московский дорожный институт, затем оттуда перевелся в горный. Но через два года он был принят в Школу–студию при МХАТе.

По словам очевидцев, первые два года учебы в студии талант Урбанского был почти незаметен. Его однокурсник Олег Табаков вспоминал: «Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый». Наверное, потому, что в то несытое время Урбанский почти год ходил в студию в горняцком кителе, который он получил еще будучи студентом горного института.

Анализируя творческую карьеру, можно смело сказать: Урбанский сделал себя сам. Узнав в 1956 году, что на «Мосфильме» режиссер Юлий Райзман приступил к съемкам фильма «Коммунист», он явился на киностудию и предложил себя на главную роль. Супруга Урбанского вспоминала: «В фильме он сыграл своего отца. Он часто повторял: «Мой отец был настоящим коммунистом и, как многие тогда, верил всему, что говорили от имени партии». Когда прислали документ о реабилитации, Женя решил как можно скорее сообщить об этом отцу. Схватил конверт с бумагами и бросился на лесоповал, где тот работал. Выбиваясь из сил, пробежал несколько километров до делянки, протянул отцу конверт. Тот хмуро прочитал, махнул рукой: «А пошли они все на ...!» — и дальше лес рубить...»

Фильм «Коммунист» на фестивалях в Венеции (1958) и Киеве получил призы. Кроме этого, в 1959 году лента была названа в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала «Советский экран». Легенда гласит, что в те годы впервые советскому артисту пришло приглашение в Голливуд. Но в течение двух лет Урбанский набирался актерского опыта на театральной сцене, играя в месяц по 22 — 25 спектаклей. И только в середине 1958 года он наконец вспомнил о кино.

В фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» ему досталась роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов (актер В.Ивашов. — Прим. автора.) случайно встречает на вокзале. Помните на перроне солдата на костылях, который боялся объявляться таким своей красавице жене?

Когда Урбанский снимался в «Балладе о солдате», он встретил латышскую актрису Дзидру Ритенберг. Конечно, у советского мачо были романы и до этого. Но! Вот как описывают первые дни их знакомства те, кто был рядом. «В Москву Дзидра приехала на праздник советского кино из Риги вместе с подругой — актрисой Вией Артмане. Вечером они сидели в теплой киношной компании, как вдруг отворилась дверь и в комнату вошел шикарно одетый мужчина. Это был Урбанский. Чуть позже он первым подошел к Дзидре и сказал: «А я вас знаю». Та ответила: «И я вас тоже».

В ту пору актрисе было 30 лет, она была уроженкой латвийского города Лиепая. Была тоже популярна. В 1957 году сыграла роль горьковской Мальвы в фильме с одноименным названием. На фестивале в Венеции за эту роль ей был присужден кубок Вольпи. Кстати, соперницами Ритенберг в борьбе за этот почетный трофей были такие звезды западного кино, как Марина Влади, Мария Шелл, Ясудзу Ямада.

Через три недели после их первой встречи Ритенберг легла в больницу: ей должны были сделать операцию на сердце. И Урбанский чуть ли не ежедневно навещал ее. Дзидра Ритенберг: «Он истерзал врачей вопросами, насколько это опасно, достаточно ли оснащена больница... Тут кто–то и сказал, что, конечно, подобные операции лучше делать на Западе. Что с ним стало! Мой «коммунист» бросился искать золото, чтобы продать его и отправить меня в лучшую европейскую клинику. Врачи еле отговорили его от этой безумной затеи».

А как только Дзидру выписали, он немедленно повел ее в ЗАГС. Недолгая совместная жизнь у звездной пары все–таки сложилась: «Как–то мы собирались на мероприятие. Я ждала его дома, одетая, напудренная, напомаженная. Он все не шел. Я стала волноваться. Наконец появился. И по его огромной, широкой улыбке я поняла, что он уже где–то «встретился с друзьями». А таких друзей у знаменитостей, как вы знаете, достаточно. Я пыталась сдержаться, но не вышло. Схватила висевшую на стене глиняную тарелку, привезенную Женей из Мексики, и бросила ее на пол. Женя молча снял вторую тарелочку и протянул мне. Ее постигла та же участь. Женя произнес: «Ничего, еще достанем». Больше о случившемся мы не вспоминали».

В 1962 году в жизни Урбанского произошло два важных события. Во–первых, он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Во–вторых, его приняли в ряды КПСС. В том же году у него сорвалась роль, которая могла принести ему совсем другие чувства. Речь идет о фильме «Председатель», в котором снялся Михаил Ульянов.

Однако режиссер А.Салтыков (тот самый, который не утвердил Урбанского на роль Егора Трубникова. — Прим. автора.) в очередном своем фильме — «Директор» — предложил ему главную роль. На этот раз актеру предстояло перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗиЛа Иван Лихачев. Съемки картины должны были проходить как в Москве, так и в пустыне под Бухарой. Стоит отметить, что все рискованные трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер. Вот что рассказывал спортсмен Ю.Марков, который в тот роковой момент находился в одной машине с Урбанским: «Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок машины с одного из барханов. Опасного в этом не было ничего, но мы все же предложили, чтобы снимался дублер. Женя подошел к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль...

Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи–то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый «газик», а под ним — Женю... Если бы он нагнул голову — остался жив. А он откинулся назад — перебило позвонки, в больницу привезли мертвым...» Он прожил всего 45 минут. Последними его словами были: «Боже мой, как больно!» Эта трагедия произошла 5 декабря 1965 года.

На момент смерти Урбанскому было всего 33 года. Он так и не смог увидеть дочь, которая родилась через несколько месяцев после его гибели. В честь отца ее назвали Евгенией. В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссера Е.Сташевской–Народицкой «Евгений Урбанский».

Дзидра Ритенберг вернулась в Ригу. Вырастила дочь, снималась в кино, как режиссер поставила интересные картины. Замуж не вышла. Умерла, не дожив нескольких месяцев до своего 75–летия. Евгения Урбанская стала певицей латышского хорового коллектива, вырастила двоих сыновей Густава и Карла.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter