Евгений БУШКОВ: "Все эфемерно, кроме творчества"

Накануне поездки в Норвегию, на фестиваль «Григ в Бергене», Евгений Бушков ответил на вопросы «СВ».

Под руководством главного дирижера и художественного руководителя Государственного камерного оркестра Республики Беларусь Евгения Бушкова коллектив исполнил несколько мировых премьер, на которых прозвучали сочинения композиторов Эрика Фрайтага, Сергея Кортеса, Ларисы Симакович. В исполнении оркестра впервые в Беларуси прозвучали произведения Хидайата И. Хана, Бенджамина Бриттена, обработки для камерного оркестра квинтетов Йозефа Мысливечека, Луиджи Керубини, Иоганнеса Брамса. Среди выступавших солистов – Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Денис Кожухин, Абрам Безайен. Александр Рудин, всемирно известный виолончелист, дирижер и худрук Академического камерного оркестра «Musica Viva», также выступавший с оркестром, отметил высокий уровень его мастерства.

Накануне поездки в Норвегию, на фестиваль «Григ в Бергене», Евгений Бушков ответил на вопросы «СВ».

– Вы сами выбрали профессию или профессия выбрала вас?

– Родился я в московском «скрипичном» доме, и вопрос состоял лишь в том, когда я буду заниматься музыкой. Играть на скрипке начал в пять лет по примеру старшей сестры. Также было позднее с моим сыном: он вообще не знал, что есть другие профессии, кроме музыканта-скрипача. В крайнем случае – виолончелиста, а на худой конец – пианиста. А если нет – тогда странички на сцене переворачивать. И моя младшая дочка в четыре года сказала: «Я не понимаю, когда вы мне купите скрипку!» Видимо, это очень «заразная» вещь!

– Кто кого раньше заметил, москвич Бушков – Беларусь, или наоборот?

– В Беларусь приезжали с отчетными концертами педагоги Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, где я учился. У меня сохранилась тетрадь, в которой записаны все мои концерты с детства, и там Минск занимает очень важное место. Мое первое выступление в Минске состоялось в 1979 году, когда мне было 10 лет, а в 12 – я играл здесь с оркестром концерт Мендельсона. Профессор Анри Борисович Янпольский был свидетелем моих приездов, так как знал моего педагога Зинаиду Григорьевну Гилельс, и с тех пор нас связывают незабываемые воспоминания. В качестве дирижера я впервые приехал в Минск выступить в гала-концерте с оркестром, где сидели музыканты из разных коллективов, в том числе и из Камерного оркестра. Видимо, тогда они и решили пригласить меня поработать. После нескольких совместных программ предложили закрепить наши отношения «законными узами».

– Отличается ли уровень исполнительства Камерного оркестра Беларуси от европейского?

– Камерный оркестр Беларуси принадлежит к числу коллективов «зрелого» возраста. Если вернуться в 1968 год, когда был создан оркестр, в Советском Союзе и Европе камерных оркестров было не так много. Всего за несколько лет до этого Рудольф Баршай организовал Камерный оркестр – совершенно блестящий коллектив, который очень скоро получил мировую известность, и во многом, на мой взгляд, благодаря тому, что в Европе было мало подобных групп. Сейчас этот вид музицирования, а также профессионального существования получил колоссальное распространение в Европе и за ее пределами, произошел невероятный скачок мастерства, укрепились традиции, поэтому сказать, что сейчас оркестр занимает такое же положение, как после своего создания, нельзя. Сейчас в разных странах много превосходных камерных оркестров. Я думаю, это «подогревает» уровень конкуренции и способствует тому, что камерные оркестры играют все лучше и лучше. Камерный оркестр Беларуси, безусловно, один из ведущих на постсоветском пространстве. Что касается сравнения с европейскими оркестрами, полагаю, мы находимся на достойном уровне. Надеюсь, подтверждение этому – наш проект на следующий год: организация в Минске или на исторической сцене в Несвиже Фестиваля камерных оркестров мира. Если идея получит поддержку в Министерстве культуры, мы увидим, в каком состоянии находятся наши конкуренты и коллеги. И не боимся этого сравнения.

– Нужно ли современному музыканту помимо таланта иметь навыки менеджера, чтобы заявить о себе?

– Желательно не заниматься этим. Если ты хороший менеджер, начинаешь думать о вопросах, которые музыканта не должны интересовать. Я сторонник разделения труда, хотя как главному дирижеру оркестра мне приходится заниматься и продюсерской, и менеджерской деятельностью: связываться с коллегами-дирижерами, солистами, импресарио. На это уходит много времени. Конечно, приятно, когда ты находишься далеко, а в это время в Минске с оркестром работает мною приглашенный музыкант. И оркестр рад, и ты, потому что получаешь хорошие отзывы. Поскольку процесс подготовки длителен и кропотлив, я предпочел бы иметь агента. По-настоящему хороший музыкант и хороший менеджер – исключительная редкость. И это веяние нового времени.

– Вы автор абонемента для детей и молодежи «Классика – это классно». Чем вы доказываете это – музыкой, интересными постановками, разговорами со зрителями? 

 – Все заинтересованы в том, чтобы детям нравилось ходить на концерты. Что нужно для того, чтобы они приходили снова? Прежде всего – хорошо играть. Если все есть, но нет хорошей игры, дети сразу чувствуют фальшь. Им совершенно все равно, кто им рассказывает, важно, чтобы это было увлекательно. Цель – зацепить на крючок, притягивающий их потом к концертным залам, а не наоборот, когда концерты классической музыки, к сожалению, и взрослых-то отталкивают. Я сам иногда на концертах скучаю и думаю: «Какая смертная тоска!» Программы во многом делаю, отталкиваясь от негативных воспоминаний детства.

– «Способным – завидуют, талантливым – вредят, гениальным – мстят», – сказал Николо Паганини. Актуально ли это высказывание?

 – Всегда актуально. Под этим можно подписаться любому человеку, занимающемуся творческим делом. Еще 300 лет пройдет, и тоже ничего не изменится, если только электронная музыка не вытеснит классическое искусство. Тогда некому будет ни мстить, ни вредить.

– С чем вам грустно расставаться?

 – С музыкальными произведениями и творческим состоянием. Когда ты в нем находишься, это радостное чувство, когда временно расстаешься – грустное. Специфика нашей деятельности в том, что мы долго готовимся, переживаем, ищем, как лучше сделать – и все это максимум ради полутора часов. А потом – полная пустота, сыграл – и даже не понял, что уже все прошло. Все это эфемерно, но с этим состоянием жаль расставаться.

– Каковы ближайшие планы?

– Надеюсь, что мы доедем до Норвегии, где сыграем на открытии фестиваля «Григ в Бергене». Это край Европы, крупный морской порт и родина Грига. Я знаю пожилых музыкантов, которые все еще мечтают побывать на родине норвежского композитора. Поэтому, если нам удастся оказаться там в середине пути, это будет замечательно. Программу везем сложную. Далее – подготовка к
75-му юбилейному сезону, который должен стать музыкальным событием в республике.

Ирина АКУЛОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter