Этюд в сердечных тонах

Человек и его дело
За всех не скажу, но не так уж редко встречаю чиновников, для которых главное в жизни — дело и люди. Сколько знаю Таису Ивановну Данилевич, начальника управления образования Минского облисполкома, столько поражаюсь ее неуемной энергии и желанию во все вникнуть самой — в кабинете этого руководителя застать практически невозможно! Кстати, в облисполкоме говорят: во многом благодаря Таисе Данилевич система образования области находится на высоком уровне и постоянно развивается. Человек своего дела, без сомнения!

— Таиса Ивановна, знаю, ваш рабочий день нередко начинается в 7 утра...

— Иногда и раньше. В 7 утра меня уже могут ждать люди, которые приехали из районов и надеются найти понимание и решить свой вопрос. Так что «не достучаться» — надеюсь, это не про меня... Принимаю и начальников отделов образования, и директоров школ, и просто педагогов, и технических работников. И если звонит учитель и говорит, что может встретиться со мной только в 7 вечера (до этого он работает), а по телефону о проблемах говорить не хочет– значит, встречаемся в 7. И беседовать можем до 8 вечера и позже...

И такого внимания к людям требую от всех, кто работает в управлении, кто руководит образованием в районах. Понимаете, человек должен быть уверен, что он может запросто прийти и рассказать о своих то ли проблемах, то ли радостях. И его должны услышать. И вместе найти решение.

— И все же поймать вас в рабочем кабинете можно действительно разве что рано утром. Подозреваю, пробег вашего автомобиля — один из самых внушительных по облисполкому...

— Тот лимит, с которого я начинала, уже увеличили вдвое. Но если бы он был увеличен еще — и его было бы мало... Ежедневно бываю в каком–то из учреждений образования области. А иногда случается и так, что в один день навещаю сразу четыре региона, — скажем, в Дзержинске посещаю гимназию, в Столбцах — школу, в Клецке — детский сад, в Несвиже — Центр коррекционно–развивающего обучения.

За 4 года, кажется, побывала во всех уголках Минщины. Езжу, чтобы знать, что где происходит. На бумаге, в отчетах порой все гладко, а на деле... К слову, с декабря в управлении действует «горячая линия» — первые три дня месяца каждый ученик, педагог, директор, родитель может позвонить и задать свой вопрос любому специалисту...

Практика показывает, что не всегда те же руководители на местах доводят какие–то важные решения до обычного педагога. Не всегда умеют и оценить этого труженика — учитель достойно трудится, но «свои» почему–то и не подумают представить к Почетной грамоте Министерства образования, грамоте нашего облисполкома, управления образования, отметить премией... Вот поэтому и езжу по области, как, к слову, не сидят на месте все мои заместители и специалисты управления.

— А то, что многие боятся ваших визитов, знаете? «К вам едет Данилевич» — это звучит... как бы это сказать... грозно!

— Может, кто–то и боится... И все–таки я бы назвала это не страхом, а обычной взволнованностью перед начальством. Недавно была в одной из школ Крупского района. Захожу в учительскую, вижу настороженные глаза и потому с порога прошу: «Давайте просто побеседуем. О том, как живете, что вас волнует, что бы вы хотели изменить в работе управления образования, моей — как начальника...» И начинается слово за слово откровенный разговор. От напряженности первых минут не остается и следа. И прощаемся мы уже как настоящие коллеги, которые вместе болеют за одно дело.

Да, бывает мой взгляд острым и даже жестким. Знаю. Да, иногда повышаю тон — но так я разговариваю только тогда, когда вижу явные проблемы и понимаю, что меня не слышат. Как можно остаться спокойной в ситуации, когда узнаешь: заведующий отделом образования целый месяц не может принять школьного учителя! А там — серьезная проблема по распределению нагрузки в школе...

— Слово «чиновник» — обидное для вас?

— Смотря с какой интонацией его произносят... Если ты объективен и грамотно требователен — обидной интонации не заслужишь. Говорят же: не умеющий слушать не имеет права говорить. Для этого чиновник и нужен — выслушать, вслушаться, проанализировать и главное — помочь. Мне запомнились слова Президента: не люди должны вокруг нас крутиться, а мы вокруг них. Разумно... Вообще, по–хорошему, чиновник должен быть и дипломатом, и психологом, и управленцем, и просто неравнодушным человеком.

— Наслышана о вашей открытости и прямолинейности, Таиса Ивановна. Хочу спросить: вы сами не страдаете из–за них?

— Иногда... Когда работала в районе, была просто педагогом, заместителем директора школы, руководители старались усадить меня на совещаниях рядом с собой. Потому что, если я находилась в другом конце зала и что–то в происходящем меня не устраивало, — непременно просила слова. Старались «держать при себе», но и это не всегда помогало...

Что касается прямолинейности... Помню, училась я еще в педучилище, а в нашем студенческом общежитии стали пропадать вещи, деньги. Борясь за правду, провела расследование и «вычислила» одну студентку. Конечно же, ее исключили. Все было сделано правильно, а у меня до сих пор в душе... горечь. Может, не вправе я была так вмешиваться в чужую жизнь, может, надо было поступить по–другому? И жизнь этого человека сложилась бы иначе?.. Так что не все так просто. Хотя к тому, что говорю, думаю, коллеги уже привыкли.

— Если не находить в своей работе моментов праздника, на работу нечего ходить, сказал мне один руководитель. Вы находите эти моменты при вашем–то темпе работы?

— Я настолько люблю свою работу, что она — мой ежедневный праздник. Если встречаюсь с ребятами, педагогами, родителями, администраторами — значит, день прожит не зря. Из общения выстраивается план работы уже на следующий день, неделю, полугодие, год...

На днях руководители управления общались со старшеклассниками в Клецке. Еще раз убедились: у нас растут хорошие дети! Они очень по–взрослому ставят вопросы, по–взрослому оценивают то, что делается в области для школьников.

А делается много! Все учреждения образования области обеспечены компьютерной техникой. Несмотря на то, что где–то закрываются маленькие школы, с помощью местной власти повсюду организован подвоз детей в другие школы.

Открыт областной лицей для одаренных детей: в прошлом году все 50 лицеистов поступили в вузы. Мы первыми в республике приступили к реорганизации системы профессионально–технического образования, и успешно. Ну а самое главное, наверное, то, что условия учебы для сельских детей Минщины уже почти приближаются к городским...

— Таиса Ивановна, в вашей педагогической биографии, кажется, нет ступеньки, которую бы вы не прошли. Путь от учителя начальных классов до начальника управления образования области... Вы всегда чувствовали себя лидером?

— «Ступеньки», как вы их называете, очень важны для любого руководителя — для того, чтобы научиться видеть человека, понимать его, работать профессионально. Управленцем просто по назначению стать нельзя. Вот некоторые районные начальники отделов образования хорошими директорами школ были, но «пропустили» должность заместителя начальника — и не идет дело. Конечно же, не расстаемся, учим... Это как и хорошего директора школы надо воспитать — с тем, чтобы он вокруг себя создал работающую команду...

Что до лидерства, то мне, не скрою, всегда хотелось быть первой. И чтобы выбирали не просто так, а за достойные качества. Пример из далекого прошлого. В первом классе отвечала за подготовку концерта, а на уроке мы проходили литеру «дз». Я чувствовала, что на «отлично» не прочитаю (не успела подготовиться), и честно подошла к своей Ксении Емельяновне, ныне, увы, покойной, и попросила меня не вызывать. И услышала в ответ: « Хочешь быть первой — должна успевать везде». И вызвала меня. И получила я «четверку» да еще с минусом. До сих пор помню море своих слез... С тех давних пор урок был усвоен: «не успела» — не мои слова...

— Встречи, поездки, совещания, конкурсы профессионального мастерства, прием по личным вопросам... Для усталости в вашем распорядке дня времени нет?

— Жизнь есть жизнь, а я — обычный человек, и у меня есть свои трудности и огорчения... Но никто и никогда на работе не должен увидеть на моем лице разочарование, усталость. Я всегда стараюсь быть в настроении, всегда — с прической, всегда...

— ...на высоченных каблуках!

— Да, и только на высоких каблуках!

— В мыслях вы допускаете, что спустя какое–то время на ваше место придет другой человек?

— Руководитель, который думает, что ему нет замены, никогда не станет хорошим руководителем. Он будет не себя совершенствовать, а только сидеть в кресле и дрожать — как бы там удержаться?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter