Этот стон у нас песней зовется

Смотреть новый галлюциногеновый театральный блокбастер легко и приятно
Смотреть новый галлюциногеновый театральный блокбастер от создателя культовых спектаклей «Чудаки» и «Папа, папа...» режиссера Валентины Ереньковой «Песняр» в театре им. М.Горького легко и приятно, если вооружиться томиком биографий Купалы, Коласа, Богдановича и примкнувшей к ним довольно эксцентричной Цёткi. Иначе вы вряд ли будете способны оценить всю эрудированность, подкованность и сияющую игру ума автора пьесы — молодого белорусского драматурга Василя Дранько–Майсюка, променявшего шикарные апартаменты на минской улице Ленина на холодный имперский поцелуй белокаменной, где Василь, как настоящий изгнанник, с бренной думой на челе живет уже три года. Это наша древняя традиция — любить родину издалека. Чем дальше — тем любовь прочнее.


Не знаю, докучал ли моралью строгой Василию его отец — замечательный белорусский поэт Леонид Дранько–Майсюк, живой классик с французским бульдогом Хомкой на поводке. Бранил ли за шалости и водил ли самолично гулять в ботанический сад. Или был у Васи все же гувернер–француз, как и подобает представителю золотой молодежи, но вкус и воспитание парень получил хорошие. «Песняр», пожалуй, лучшее, что я — тугоухий соблазнитель молоденьких виолончелисток — слышал с нашей театральной сцены за последнее время. И все эти фантазии упали на благодатную почву режиссерской удали Ереньковой. «Чморит» и «кошмарит» зрителя она по полной.


Дранько–Майсюк виртуозно жонглирует реальными фактами биографии классиков белорусской литературы, окропляя их живой водой «черного» юмора, маскарадными блестками театра абсурда, брызгами гротеска, перекисью блестящих лексических каламбуров. Градус зашкаливает. «Я пью, все мне мало — уж пьяною стала», — мог повторить я во время просмотра вслед за Татьяной Шмыгой. Режиссер Еренькова в материале — как рыба в воде.


Другой вопрос — какие эмоции вызывает постановка у простого зрителя? Не перегружена ли пьеса именно литературной игрой, намеками, понятными только критикам, историкам и дамам просто приятным во всех отношениях?..


Для психологической разгрузки в качестве музыкальной паузы в «Песняре» присутствуют песни из репертуара коллектива Владимира Мулявина. Пронзительную композицию «Крик птицы» решено сделать кульминационной. В этом есть своя опасность — молодежь может понять буквально: мол, не стреляйте в белых лебедей. Композитор Алексей Ереньков восседает аки принцесса на горошине сбоку сцены. Помогает ему менестрелить ВИА без названия. Сколоченное из молодых актеров труппы. ВИА — так себе, не впечатляет. Где секс? А вот композитор Ереньков мог бы выступать в каком–нибудь популярном нынче шоу пародий: так его голос в некоторых песнях похож на тембр Владимира Георгиевича.


Фигура Мулявина, кстати, присутствует в спектакле намеком и пунктиром, прорываясь лишь в финале в кадрах с «Молитвой». Главного же героя в исполнении Сергея Жбанкова можно истолковать и как обыкновенного городского сумасшедшего, сбежавшего из «Новинок» и задержанного у строительного рынка в микрорайоне Уручье благодаря бдительности гражданки N, пожелавшей остаться неизвестной. Если бы не сразу три портрета Мулявина на программке, можно было бы и не догадаться, кто прототип героя.


Современная пьеса позволила актерам засверкать новыми гранями. Любящая принимать холодный душ из ведра на ступеньках Русского театра Анастасия Шпаковская свою Цётку трактует как революционерку, героиню какой–нибудь «Оптимистической трагедии». Анна Маланкина блестяще справилась с сатирическим образом Нянечки. Андрей Душечкин точно воплотил образ композитора Толика — типичного халтурщика, прихлебателя и идейного толкателя фуфла. Знаю я таких Толиков...


«Песняр» — полезный спектакль. Те, кто ожидал увидеть бытовуху, триллер, панегирик или музыкальную комедию о всепобеждающей силе любви Певца и Актрисы, оказались посрамлены. Это спектакль горький. Он о главном: иногда действительно найдется тот чудак, который все сделает не так. Будет жаль, если этот костер не взовьется до небес из–за зрительской глухоты и будет чадить едва–едва.

Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №206 (24587). Вторник, 28 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter