Этот номер не пройдет

Накажут ли владельцев “серых” мобильников? Операторы сотовой связи откликнулись на предписание Генеральной прокуратуры и предупреждают абонентов о возможных проблемах, связанных с использованием перепрограммированных или нелегально ввезенных телефонов. Но до отключения клиентов дело пока не дошло: по сути, никто не знает, как это реализовать на практике.
Держи вора!

Напомним, что в рамках борьбы с кражами мобильников Генпрокуратура предложила операторам сотовой связи с 1 июля внести в договоры с клиентами пункт, согласно которому владельцу телефона с “перебитым” идентификационным номером просто заблокируют связь.  На то были веские основания: примерно каждая пятая кража, совершаемая в Беларуси, связана с похищением сотовых аппаратов. За минувший год в стране было зарегистрировано более 21,3 тысячи хищений таких аппаратов, а за четыре месяца нынешнего — 5,1 тысячи.
Народные умельцы, чтобы замести следы, перепрограммируют идентификационный код и потом аппарат сбывают с рук. Как фальшивые банкноты часто имеют одинаковые номера, так и “именные” коды телефонов начали повторяться. Если отключать абонентов с повторяющимися номерами, люди перестанут покупать “левые” телефоны и смысл в кражах отпадет — такой логикой руководствовались в Генпрокуратуре.

Он в ответе за все? Но на практике все вышло сложнее

“Санкции для абонентов пока не установлены никакими нормами”, — объясняет начальник юридического управления оператора Velcom Владимир Пешко. Любой человек может подключиться, и оператор обязан предоставлять ему услуги в соответствии с действующим договором. Этот оператор уже внес в договор тот самый “устрашающий” пункт, но ни первого, ни второго июля никого не отключал.
“Вопрос намного глубже, — призывает не рубить с плеча гендиректор СООО “МТС” Владимир Карпович. — Не следует сужать проблему до деятельности операторов, а надо все-таки ставить вопрос логистики ввоза телефонов в Беларусь, продажи, центров сервисного обслуживания, дабы избежать введения потребителя в заблуждение”. По его словам, компания выработала свои предложения по решению проблемы, направила их в Министерство связи и информатизации.
“Сейчас прорабатываются предложения по решению этих вопросов, — подтвердил жаркое обсуждение ситуации начальник управления Минсвязи Юрий Шпак. — Должен приниматься комплекс мероприятий не только в отношении операторов сотовой связи, но и в отношении ввоза телефонов, их продажи”. Он пояснил, что “меры, которые нужно принимать по урегулированию этого вопроса, конечно, не должны ущемлять интересы пользователей и допускать такую ситуацию, когда человек, не причастный к нелегальному ввозу телефонных аппаратов, пострадал бы и ему было бы отказано в оказании услуг”.

Кто продал, тот и “крайний”

И в самом деле, отмечают эксперты, оперативно-розыскные действия должны быть скорее заботой МВД, Комитета госконтроля, таможенных органов, а не операторов сотовой связи. И если, например, человек покупает “серый” телефон в интернет-магазине, то на это есть Минторг и местные органы власти, которые выдают лицензию, регулируют эту сферу.
Много вопросов возникает и относительно того, что будет, если оператор “засечет” десять абонентов с одинаковыми идентификационными номерами аппаратов? Обязан ли он будет отключить сразу всех или непонятно на каком основании соберет всех “провинившихся” и попробует найти одного с подлинным номером?
На раскручивание клубка проблем может уйти, как считают некоторые, не меньше месяца. Поэтому каждый из 7,5 миллиона белорусских “мобильных” абонентов пока может чувствовать себя относительно спокойно.
“Сохраняйте гарантийные талоны на телефоны, в них продавец пишет идентификационный код телефона, — советуют специалисты. — Если что-то не так, то пусть за все отвечает продавец”.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter