Этот «малыш» пашет за пятерых

В Минске представили уникальный мотор, созданный в рамках Союзной программы

В Минске представили уникальный мотор, созданный в рамках Союзной программы


НА ВЫСТАВКЕ, состоявшейся на Минском моторном заводе, демонстрировались десятки моделей и модификаций продукции предприятия. Некоторые из этих силовых агрегатов устанавливаются даже на карьерные самосвалы «БелАЗ» грузоподъемностью под полсотни тонн — можно представить себе размер такого «сердца». Однако всеобщее внимание на этот раз приковал к себе самый маленький экспонат — трехцилиндровый моторчик объемом всего 1,6 литра и мощностью 35 лошадиных сил, соответствующий международным экологическим нормам Евро–4. И неспроста. Ведь это — новинка на всем постсоветском пространстве. Несмотря на скромность размеров, перспективы у двигателя самые большие.


— От начала разработки до выпуска первого опытного экземпляра ушел всего год, — комментирует событие генеральный директор предприятия Николай Лобач. — Уже есть и заказчик — наш главный партнер Минский тракторный завод.


На МТЗ «малыша» предполагают устанавливать на трактор, применяемый в коммунальном хозяйстве, теплицах, на небольших фермах — там, где излишние габариты помеха. Эта мобильная, экономичная техника востребована не только в Беларуси и России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Новый мотор сделает трактор еще более конкурентоспособным. Он вдвое дешевле применяемого ныне импортного, а по расходу топлива, надежности, долговечности уступать не будет, заверили на ММЗ. К тому же он проще в эксплуатации и обслуживании.


В перспективе у «малыша» появятся двух– и четырехцилиндровые варианты. Так что можно говорить о том, что минские моторостроители открыли для себя новую линейку силовых агрегатов. Помимо тракторов они будут к месту на различной коммунальной технике, мини–погрузчиках, в компрессорах, электрогенераторах и других агрегатах. Предполагается, что со временем выпуск малых моторов на ММЗ достигнет 20 тысяч в год.


Однако достойны внимания и другие новинки предприятия. Взять хотя бы упоминавшийся 8–цилиндровый мотор Д–280 мощностью до 600, а в перспективе и более лошадиных сил. Его сообща выпускают Минский и Тутаевский моторные заводы. Пока на долю белорусского предприятия приходится четверть стоимости изделия, но уже в этом году по мере расширения выпуска деталей и освоения сборки агрегата будет достигнут паритет. Изделие станет более качественным, оно будет испытано на «БелАЗах» грузоподъемностью 55 тонн, самоходных кормоуборочных комбайнах завода «Гомсельмаш». Эта продукция, к слову, востребована и в России.


Привлекла внимание еще одна новинка, которую я за угольно–матовую окраску и лаконичность линий назвал про себя «черный принц». Шутки шутками, но этот 430–сильный движок стандарта Евро–4, а в перспективе и 5 с шестью цилиндрами в ряд общим объемом 12 литров способен выйти хоть в ферзи, хоть в дамки белорусско–российского автомобилестроения. Первый экземпляр уже передан на испытания Минскому автозаводу. Тем самым выполнено распоряжение Президента Беларуси об организации в стране производства автомобильных дизелей мощностью свыше 400 лошадиных сил. Посмотрим, выдержит ли мотор конкуренцию с аналогичной продукцией Ярославского завода, а также с «Мерседесом», «Дойцем», «Камминзом». Ответ на ММЗ надеются получить к концу года.


— Наше преимущество — в современных технологиях, — раскрывает карты главный конструктор предприятия Сергей Севиздрал. — И в более оптимальной цене. Так что конкуренция идет только на пользу, заставляет двигаться вперед. Тем не менее, места на рынке хватит всем. Думаю, надо объединять усилия в рамках союзных программ, как это было в деле развития дизельного автомобилестроения. Мы и сейчас фактически участвуем в такой программе по развитию электроники, которая в стоимости моторов достигает 40 процентов. Неплохо бы объединиться и для совместной разработки автокомпонентов. Они нужны и белорусским, и российским предприятиям.


В мире, как правило, под новый двигатель строят новое предприятие. Дело это нескорое и затратное, в чем, к слову, на своем опыте убедились российские коллеги минских моторостроителей. Потому в Беларуси пошли другим путем. В старые стены устанавливают новейшее оборудование самых известных фирм, как правило — с программным управлением. Высокая гибкость производства и европейское качество, таким образом, гарантированы. И это — еще один фирменный штрих белорусской школы моторостроения.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter