Заметки на полях новой союзной программы по гидрометеорологии

Этот декабрь свою норму знает

Задача «сопряжение наблюдательных сетей России и Беларуси решена», — заявил глава Росгидромета Александр Фролов.

— Почти все, что у нас есть, мы передаем в Беларусь, а специалисты Беларуси передают нам, — уточнил главный метеоролог России и Союзного государства.

Где-то в декабре цветет, а где-то метет. Фото: ВЛАДИМИР СМИРНОВ / ТАСС

Такое заявление Александр Васильевич сделал для журналистов союзных СМИ, знакомившихся на днях с работой Росгид-ромета.

«СОЮЗ» уже не раз писал о метеослужбах Беларуси и России. Это сотрудничество базируется на простом тезисе: эффективнее выходит общими усилиями отслеживать и предсказывать капризы погоды, которая, как известно, не признает межгосударственных границ. И именно поэтому первый (и на сегодняшний день пока единственный) Комитет Союзного государства создан на базе Росгидромета и Белгидромета.

На повестке — запуск новой союзной программы, рассчитанной на четыре года. По словам Александра Фролова, упор в ней сделан на предупреждении самых опасных природных явлений: смерчей, засух, наводнений, лесных пожаров... Большое внимание уделено и катаклизмам, связанным с техногенными катастрофами.

«Кухня», где сегодня «варится» погода Союзного государства, находится в здании в одном из тихих московских переулков на Пресне. Сюда, на встречу с нами специально приехал из Минска начальник Белгидрометцентра Анатолий Полищук, который приоткрыл занавес над тем, как рождается продукт, который ежедневно доносят до нас СМИ.

— Часто приходится сталкиваться с тем, — посетовал гость, — что некоторые чиновники не готовы работать с большими массивами информации. Поэтому мы стараемся подавать ее для людей, принимающих решения, прежде всего для руководителей районов и областей, в максимально доступной форме. Более того, нередко текстовые прогнозы заменяются смайликами.

Но за смайликами, уточнил Полищук, за короткой строкой прогноза стоит огромная работа очень многих людей. В справедливости сказанного обозреватель «СОЮЗа» вскоре убедился лично.

Обозреватель «СОЮЗа» первым делом узнал, какой будет погода в новогоднюю ночь. Фото: РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

В отделе краткосрочного прогнозирования его руководитель Александр Голубев рассказал, как разрабатываются оперативные методы прогноза и насколько они точны, причем не только локальные, но и региональные и даже в масштабах полушария.

Полушария нас не очень интересовали, поэтому обозреватель «СОЮЗа» попросил раскрыть «великую тайну»: почему прогноз на «Яндекс–погоде» очень часто не соответствует выдаваемому сайтом Росгидрометцентра? Ларчик просто открывался. Дело в различных моделях расчетов. Наш собеседник пояснил, что исходная информация у всех одинаковая, а вот формулы расчета разные, поэтому и выводы разнятся.

Но специалист нас заверил, что прогностическая информация, выкладываемая на сайт гидрометеоцентра, не раз корректируется синоптиками.

— Следовательно, она более точная, — заверили Александр Голубев.

Но самое интересное нас ждало на четвертом этаже Росгидромета. Пройдя сквозь тихий полумрак коридора, мы уткнулись в массивные железные двери. Как нам пояснили, за ними — святая святых — суперкомпьютер.

Директор Главного вычислительного центра Владимир Арцыпович, кстати, родом из Беларуси, рассказал, что прогноз погоды, — не только исключительно сложная, но и весьма ресурсоемкая работа, именно «благодаря» чудо–компьютеру. Его кластеры занимают два этажа, а сам он имеет огромную производительность — в десятки триллионов операций в секунду. При этом каждые три года требуется глубокий апгрейт, ведь природа настолько сложна, что смоделировать ее поведение с приемлемой точностью очень трудно, даже используя самую продвинутую технику.

У синоптиков есть понятие — вероятность прогноза. И об этом зашла речь в Ситуационном центре Росгидромета, куда мы пришли. Здесь проводятся онлайн летучки с работниками МЧС и другими заинтересованными в точном прогнозе госведомствами. Отсюда по несколько раз в день Первый канал ТВ ведет прямую трансляцию о грядущей погоде. Здесь на стене просторного зала с большим овальным столом в центре висит гигантский монитор, который в режиме реального времени накладывает на географическую карту не только текущие атмосферные процессы на территории Союзного государства, но и те, что ожидаются в ближайшие несколько дней с разбивкой по часам.

— Сбываемость прогнозов на срок от трех до пяти суток, — рассказал начальник центра Юрий Варакин, — самая высокая и уже достигает 94 процентов. Но чем дальше, тем эта вероятность падает. Например, прогноз на 10 дней сбывается на 70–80 процентов...

В обязанности специалистов входит строгий учет катастрофических и опасных природных явлений, которые способны нанести значительный ущерб экономике и населению. И эти цифры неутешительны. Так, за последние 10 лет количество опасных явлений в России увеличилось на 5–7 процентов, а темпы потепления в России в 2,5 раза выше тех, что фиксируются в среднем на планете.

Мы попросили Юрия Варакина рассказать, что ждет москвичей на Новый год — неужели такая же грустная и бесснежная погода, как сейчас?

— Нет, — заверил он, — снег у Деда Мороза обязательно найдется, хотя декабрь будет значительно холоднее, чем в прошлом году...

Но вернемся к новой союзной программе. По словам Александра Фролова, который встретился с журналистами по окончании экскурсии по Росгидромету, упор в ней сделан на предупреждение опасных явлений: засух, наводнений, ураганов, лесных пожаров... Глава Росгидромета подчеркнул, что сотрудничество метеорологов России и Беларуси особенно важно еще и потому, что после Чернобыля остались трансграничные объекты радиологической опасности, которые требуют неустанного внимания.

— У нас одна из лучших в мире систем авиационных наблюдений за атомными объектами, — отметил Фролов. — Она работает и на белорусской территории и способна отслеживать мельчайшие изменения. В случае ЧС мы без труда определим количество выбросов и их передвижение.


Советская Белоруссия №236 (24617). Четверг, 11 декабря 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter