Ситуация вокруг Brexit ни на йоту не стала определенной

Этот Brexit, которого нет

Итак, 29 марта осталось позади, а Великобритания так и не вышла из ЕС. Следующее время Ч наступает 12 апреля, однако ситуация ни на йоту не стала более определенной. Британский парламент в третий раз отверг предложенную Терезой Мэй сделку, а это означает, что перспектива жесткого брексита без соглашения становится все более реальной. Но такого сценария в Лондоне не хочет никто.

hudeem5minut.ru

Британские парламентарии, отвергнувшие предложения правительства Мэй, попытались взять инициативу в свои руки и предложить собственные варианты сделки с ЕС. Все они, по сути, сводятся к тому, что Британия, сохранив тесные экономические связи с ЕС и даже оставшись в общей таможенной зоне, снимет с себя большую часть политических и правовых обязательств перед Брюсселем. Ничего нового в таком подходе нет — по большому счету, это отражение того, как видят «расставание» с ЕС британские элиты: сохранить бонусы от участия в европейском экономическом пространстве, избавившись от издержек и обязательств. Однако подобный сценарий, как известно, не устроил европейцев, которые навязали правительству Терезы Мэй намного более жесткую сделку. Именно потому этот проект и вызывает столь упорное неприятие в британском парламенте. Однако думается, что попытка депутатов взять ЕС на испуг и протащить под видом альтернативной сделки заветные чаяния Лондона также обречена на неудачу. Понимают это и в палате общин, поэтому ни один из альтернативных вариантов, предложенных парламентариями, так и не снискал поддержки.

Ситуация складывается поистине патовая. Никто не хочет неконтролируемого брексита, сделка в варианте правительства Мэй также никого не устраивает, но и жизнеспособной альтернативы ей нет. Остается только тянуть время, чем в Лондоне успешно и занимаются. Но и здесь выходят последние сроки. Британию вынуждают покинуть ЕС до 12 апреля, поскольку с этого дня начинается избирательная кампания в Европарламент. Для ЕС важно завершить историю с брекситом и приступить к формированию одного из своих основных политических органов в новой конфигурации. Затягивание ситуации и неопределенность по поводу того, выходит все-таки Великобритания из ЕС или нет, становятся неприемлемыми.

В ЕС с сожалением и опаской относятся к перспективе потерять Великобританию, которая является одним из основных бюджетных доноров. Тем более важно начать своевременную перестройку и без того рыхлых и неэффективных управленческих структур для адаптации к новой реальности. Поэтому на метания Лондона на континенте смотрят со все большим раздражением и нетерпением.

В сложившейся ситуации Терезе Мэй не остается ничего иного, как попросить об очередной отсрочке, ориентировочно до июня. Однако в условиях отсутствия внятного плана действий предоставление такой отсрочки в глазах ЕС теряет смысл. Опять же дело упирается в выборы в Европарламент. Ситуация, в которой Великобритания, оставаясь формальным членом ЕС, не принимает участия в выборах, порождает новые риски и неопределенности. Однако предложить Терезе Мэй действительно нечего. Единственная надежда остается на то, что она все-таки сможет взять парламент измором и провести сделку с четвертой или пятой попытки. В пользу такой возможности говорит то, что число противников сделки в ходе последнего голосования несколько сократилось. В условиях реальной перспективы неконтролируемого брексита настроения, что лучше плохая сделка, чем отсутствие сделки вообще, могут в конце концов взять верх.

10 апреля лидеры ЕС соберутся на внеочередной саммит, который будет посвящен ситуации, сложившейся вокруг брексита. Возможно, это последний шанс для сторон хоть как-то сохранить лицо.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter