Это запретное пространство — душа...

Почему серебряный призер кинофестиваля «Лістапад» Кира Муратова задержалась в Минске?

Почему серебряный призер кинофестиваля «Лістапад» Кира Муратова задержалась в Минске?

Ну вот мы, наконец, и дожили: критики на полном серьезе утверждают, что нынешние молодые актеры совсем не умеют играть психологические пьесы. А что они умеют? Абсурдизм, модерн, постмодернизм и всякие прочие затейливые «измы», в которых, впрочем, не сильно разбираются. В сухом остатке оказывается просто эклектика, принаряженная в музыкальную оболочку, красивые дорогие костюмы и паутину запутанных смыслов.

Мы давно уже не задаем себе вопроса, что хотел сказать театр той или иной шумной премьерой. Смотрим, веселимся, аплодируем и… забываем. Может, так и надо относиться к театру: без особых требований. Они – лицедеи. Пусть что-нибудь покажут — и славненько. Сегодня уже даже самые серьезные деятели театра говорят не о том, как тратиться на сцене, сжигать нервные клетки, волноваться, а о том, как выжить, приспособиться к капризной публике. Работа как все работы. За деньги. Желательно, хорошие. А разговорчики о «святом служении искусству» — анахронизм. К счастью, не для всех.

Кира Муратова и Александр Сокуров всегда выбивались из строя, не шагая в ногу, не заботясь о бешеной популярности у зрителя. Они делали свое кино, медленно, затянуто, странно, анализируя поступки человека. Поступки, порой абсурдные. Но им интересно понять, что происходит с человеческой душой.

Случайно узнала от профессиональных психологов, что у богатых успешных людей большие психологические проблемы с близкими и самими собой. Лечатся. Проходят специальные тренинги. Легкий путь – забыться – уже не действует.

Искусство первым вторгается в это запретное пространство – душу. Понимание между людьми существует, и только оно помогает излечиться от болезни одиночества и страха.

Кира Муратова задержалась в Минске, чтобы посмотреть дипломный спектакль в Академии искусств. Кто-то ей рассказал, что на выходе из академических стен интересные ребята, на прочих не похожие. И она пришла на спектакль «Сильвия». Пьеса иностранная. Оформление в духе бедного театра (какие там возможности у студенческой сцены!). Закупили целлофан, которым накрывают парники. Заставили его переливаться под прожекторами и шуршать, так как в их стране Англии постоянно идет дождь. Оказалось, что это впечатляет. Главное же впечатление подарили студенты мастерской Фомы Воронецкого. Собранные. Интеллигентные. И все как один — личности.

Обычно за четыре года учебы все притираются друг к другу и к своим педагогам. На выпускных экзаменах молодые, красивые, активные, старательные. Хоть и отличаются фигурами, прическами, длиной ног, темпераментами, но различить их трудно. Только потом в театре кто-то вдруг пробьется.

А тут в незатейливых беседах собак, котов, жен и мужей обнаруживаются интересные характеры. Зверье мыслит по-человечески. Человек же, наоборот, готов легко превратиться в хищника и убить слабого. Режиссер Валентина Еренькова отношения людей и животных сплела в тесный клубок, почти не разделив их внешними приметами. Они не просто угадывают мысли друг друга. Они разговаривают на одном языке или молчат понимающе. Сильвия – собака, которая оказалась выброшенной. Ей грозит уничтожение. Случайно ее спасает Грег, приводит домой, где жена воспитывает собаку как соперницу. На фоне этого конфликта возникают другие люди и животные со своими проблемами.

Герой теряет работу, вот-вот потеряет жену, обращается к психоаналитику. Собаки борются за власть над хозяевами. Но всех волнует одно: общее желание избежать одиночества и найти понимание. Все заканчивается хорошо. И скажем по секрету, что Кира Муратова записала адресочки некоторых студентов. Собачья тема ей очень близка: стоит вспомнить ее фильм, где показан цех по уничтожению бродячих животных, их детские глаза и душераздирающий вой. На студенческой сцене все было в юмористических тонах: хотя бы выгул собак, похожих на своих хозяев, розы от кота красавице Филлис и множество маленьких этюдов с тонкой психологической разработкой поведения. Умеют наши ребята играть психологические пьесы. Инна Суханова в роли психоаналитика играла под хохот зала и аплодисменты. Основную нагрузку вынесли на себе Юлия Кадушкевич и Максим Седлецкий. Их Сильвия и Грег демонстрировали комедийно-трагический дуэт. Подумалось, что все участники спектакля – ярые собачники. Пусть им повезет в искусстве в наступающий год Красной Собаки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter