…Это вторая жизнь

Одна знакомая нынче поступила в вуз и теперь готовится к первой сессии. Точнее, к первой в этом учебном заведении, поскольку оно у нее далеко не первое, а уже… третье. На шутку про коллекционирование дипломов отвечает: «Второй диплом – это вторая жизнь»...

Одна знакомая нынче поступила в вуз и теперь готовится к первой сессии. Точнее, к первой в этом учебном заведении, поскольку оно у нее далеко не первое, а уже… третье. На шутку про коллекционирование дипломов отвечает: «Второй диплом – это вторая жизнь». 

И в этом утверждении, наверное, есть резон. Конечно, мотивы начать новую жизнь у всех разные. Самый очевидный – не удалась первая, постигло разочарование в избранной профессии. Подобное, увы, случается часто. И это не огрехи в профориентации: не ошибиться в столь сложном выборе в юные  школьные годы нелегко. И уже на третьем- четвертом курсе кое-кто не скрывает, что учится ради «корочек», а работать по специальности не намерен. 

Менее очевидны иные мотивы. Скажем,  меняется ситуация в том или ином секторе экономики и многие специалисты остаются не у дел. Самый очевидный выход — идти переучиваться, приобретать новую перспективную профессию. 

Не расточительно ли для государства учить дважды одного и того же гражданина?  Ничуть. Как правило, за свое второе образование он платит сам. И получает его без отрыва от производства. 

Еще одно распространенное утверждение:  невозможно достичь высот в новой профессии. Как бы не так. Это в художественной гимнастике в двадцать лет делать нечего: чемпионом не станешь. Примеров же успеха на новом поприще людей, поменявших стезю в зрелые годы, можно привести множество. 

Конечно, есть определенные ограничения. Поздно стартовав, стать светилом в некоторых профессиях, таких, например, как  нейрохирургия, наверное, сложно. Но давайте вспомним, в каком зрелом возрасте приходили люди в отряд космонавтов. Специальность тоже не из самых простых и легких. 

Очевидно, что есть порог вхождения в ту или иную профессию. Где-то он высок до непреодолимости, где-то вполне приемлем. 

Куда очевиднее плюсы. Несомненно, люди, получившие второе образование, имеют более разносторонний опыт, четче понимают и легче принимают междисциплинарные связи и соотношения,  у них шире видение проблем, арсенал методов,  подходов к решению задач. 

Более того, пожалуй, есть сферы, приход в которые людей зрелых,  уже  получивших высшее образование, сформировавшихся личностей, имеющих иной опыт работы, надо только приветствовать. Самые очевидные — юриспруденция и журналистика. 

Сужу по нашему журналистскому цеху. Умные, начитанные и, как теперь говорят, креативные ребята приходят в университетские аудитории. Но знанию людей и жизни в них не учат – их постигают в иных университетах и не по учебникам. Зрелость, жизненный опыт,  устойчивость мировоззренческих ориентиров – это все формируется и приходит позже, во всяком случае, не всегда одновременно с получением диплома. Конечно, молодость журналиста – это недостаток, который проходит с возрастом. С ним же накапливается и опыт. 

Потому-то столь своевременным стало образование на базе журфака БГУ Института журналистики, где этой профессии будут учить людей, уже имеющих диплом о высшем образовании. Ведь не зря говорил один мудрый главный редактор, что быстрее и проще научить экономиста журналистике, чем журналиста – экономике. (Новое — хорошо забытое старое. В свое время в БПИ работал факультет общественных профессий, на котором как технари, так и естественники с гуманитариями  параллельно с основным курсом наук осваивали навыки журналистики. Судя по тому, что сегодня  выпускники ФОП стали звездами в ведущих газетах страны, делали это неплохо.) 

Заметный вклад в повышение профессионализма кадров вносит и Академия журналистики, созданная Белорусским союзом журналистов. Ее выездные сессии – значимое событие для профессионального журналистского сообщества региона. Ведь  вторая древнейшая профессия в последнее время меняется столь  стремительно, как никогда ранее. Быть может, перемены эти со стороны не так заметны, как, скажем, в высокотехнологичных сферах. Очевидно, что подготовка и переподготовка журналиста должна не только поспевать за переменами, но и опережать их. Впрочем, это правило касается обучения не только представителей нашего цеха. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter