Это вам не игрушки!

Российские художники–мультипликаторы и режиссеры негодуют: почему наши персонажи незаконно используются производителями мягких игрушек?

Российские художники–мультипликаторы и режиссеры негодуют: почему наши персонажи незаконно используются производителями мягких игрушек? Для создания образов были приложены немалые творческие силы, а их скопировали и получают коммерческую выгоду. Мультипликаторы, в их числе создатели полюбившихся всем Винни–Пуха и Чебурашки, требуют от «Фильмфонда киностудии «Союзмультфильм» срочно расторгнуть контракт с нашей компанией — производителем мягких игрушек Fancy.


По их мнению, при заключении сделки были грубо нарушены авторские права. Такую торговлю персонажами в обход тех, кто создавал образы, российские художники–мультипликаторы считают возмутительной и незаконной. Они составили обвинительное письмо, которое и отправили в «Фильмфонд киностудии «Союзмультфильм». Обещают, что в скором времени это же послание получат генпрокуратура и МВД России.


— Я только что вернулся с фестиваля анимационного кино «Крок», который проходил в Украине. Там своими глазами видел это письмо. Под ним поставили подписи почти 20 известнейших мультипликаторов, — рассказывает кинорежиссер Игорь Волчек. — Я солидарен со своими российскими коллегами и считаю отсутствие договора с художниками полным произволом. Непонятно, почему «Фильмфонд киностудии «Союзмультфильм» не предусмотрел этого. Персонажи, которых создали эти художники, стали по–настоящему любимыми, а не просто узнаваемыми.


Нарисовать героя можно и за пять минут. Но порой на то, чтобы его придумать — создать характер, образ, его биографию, — уходит не один месяц. Потраченное время — не главное, талант художника — вот что по–настоящему бесценно. Специалисты уверяют: персонаж мультфильма — это такая же интеллектуальная собственность, как песня у композитора или роман у писателя. Подобные дела о защите авторских прав иногда заканчиваются судом, порой стороны не желают добровольно сдавать свои позиции.


— Персонаж мультфильма — это результат труда, творчества. Как только образ героя фиксируется на каком–либо носителе — бумаге, кинопленке, — он автоматически становится интеллектуальной собственностью художника, — говорит Алексей Бичурин, начальник центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности. — Это подтверждает и наше, и российское законодательство. Степень наказания за такое нарушение прав обычно определяет суд в зависимости от того, какой ущерб понес автор и было ли это полное копирование произведения или же проявлена некая доля фантазии.


В головном офисе компании Fancy наотрез отказались комментировать ситуацию. Эксперты считают позицию фирмы в данном случае вполне понятной. Контракт на право использования образов любимых мультяшных персонажей был официально подписан в августе этого года. И обратиться с таким предложением фирма могла только к «Фильмфонду киностудии «Союзмультфильм». Непонятно другое. Неужели «Фильмфонд» забыл про художников и режиссеров? Ведь предположить, что авторы будут отстаивать свои права, можно было уже тогда...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter