Корреспонденты "Р" узнали, как обеспечивают безопасность донорской крови

Это у нас в крови

Трансплантология, онкология, травматология — те направления медицины, в которых наиболее востребована донорская кровь. В прошлом году в стране ее заготовлено более двухсот тысяч литров. Просто забрать жизненно важную жидкость, текущую по кровеносным сосудам, недостаточно. Важно, чтобы в организм человека попал здоровый материал. О том, как же обеспечивают безопасность крови, корреспонденты «Р» узнавали в Республиканском научно-практическом центре трансфузиологии и медицинских биотехнологий. 


В зале заготовки крови — несколько доноров. Станислав Жовнерчик в добром здравии и бодром расположении духа. Сдает 111-й раз. Готов делиться еще и еще. Его отец был донором. А он продолжает семейную традицию с твердой верой в то, что помогает людям. Контейнер наполняется вязкой субстанцией цвета спелой вишни. Рядом сдают плазму и тромбоциты.

— У нас донор еще до медосмотра проверяется по картотекам, — рассказывает директор центра Федор Карпенко. — Мы видим, кто состоит на учете по ряду заболеваний, кому противопоказана сдача крови. Далее человек заполняет анкету, сдает необходимые анализы и проходит медицинский осмотр. Врач допускает к процедуре или не допускает. 

Для переливания используют компоненты крови: концентрат тромбоцитов, эритроциты и плазму. 

В лаборатории серодиагностики инфекционных заболеваний каждая доза проходит через исследование на маркеры вирусных инфекций: гепатиты В и С, вирус иммунодефицита человека и возбудитель сифилиса. 

— Насколько часто бракуется донорская кровь? — интересуюсь у директора центра. 

— По маркерам трансмиссивных инфекций — около двух процентов. Минздрав закупает высокочувствительные наборы тест-систем. Обследование дорогое, но безопасность — прежде всего. 

Ежегодно в центре исследуется до 450 образцов донорской крови, заготовленной в РНПЦ трансфузиологии и медицинских технологий, отделениях переливания крови Минска и организациях здравоохранения Минской области. Современные методы обследования обеспечивают инфекционную безопасность гемопродуктов. Вероятность попадания инфекции в организм реципиента — один случай на  миллион. Полуторапроцентный риск. Это европейские стандарты. 


— Лабораторная служба, конечно, несовершенна, — объясняет эту цифру Федор Карпенко. — Вирусы мутируют, серотипы везде разные. Потом, есть период от начала заражения до появления антител. И реакции могут что-то не выявить. Известно: самая безопасная кровь — своя, которая не перелита. С 2017 года планируем ввести нанотехнологии, чтобы выявлять генетический материал возбудителя, а не просто антитела. Ультрасовременные методы диагностики позволят определять цитомегаловирусы. Это особенно важно в трансплантологии, когда иммунитет у пациентов подавлен. 

Компоненты крови имеют ограниченный срок хранения. Так, концентрат тромбоцитов хранится трое—пятеро суток. Эритроциты — тридцать пять. Плазма может содержаться до трех лет при температуре -30 градусов. 

Что же происходит с кровью, которую не использовали, а срок хранения вышел? 

— У нас сегодня налажено уникальное производство лекарств из плазмы. На сумму около 3—4 миллионов в год. Поэтому мы можем гордиться, что по итогам прошлого года неиспользованной плазмы не было. Концентрат тромбоцитов выполняем по заявкам, поэтому его уровень невостребованности и списания по срокам годности составляет не боле 1,5 процента. В банках Европы эта цифра достигает 10 процентов. По эритроцитсодержащим компонентам списание — 1 процент. Это очень хороший результат экономии государственных средств. Одна доза эритроцитсодержащего компонента стоит около 100 долларов. Включая компенсацию донору, дорогое обследование, методы заготовки, мешки пластикатные, которые используем для заготовки. Самообеспечение гемопродуктами — одно из направлений национальной службы крови. 

Прежде всего специалисты определяют, сколько должно использоваться запасов гемопродукции в связи с потребностью. В центре выстроена система записи доноров, которая формируется на 2—3 месяца вперед. Бывают ситуации, когда донора вызывают экстренно. 

В клиниках страны внедряются все новые высокотехнологичные методы лечения. И потребность в донорской крови ежегод­но растет. 

Но еще ни одна операция не была  остановлена из-за нехватки крови.

ЛЮБОПЫТНО

За прошлый год заготовлено около 221 тысячи литров крови. Вся она была использована для переливания. Частично — для производства альбумина. Около 15 тысяч гемопродуктов готовится за неделю. Самая востребованная группа крови — первая отрицательная. 

В стране работают 19 станций переливания крови разного уровня. Около 170 кабинетов трансфузиологической помощи. В службе крови занято более 360 врачей. Около тысячи медработников среднего звена. Региональные организации переливания крови позволяют обеспечить доставку гемопродуктов в клиники максимум в течение получаса. Кроме того, в больницах имеются запасы свежезамороженной плазмы для оказания неотложной помощи.

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter