Гродненец открыл выставку инсталляций из старых выброшенных вещей

Это совсем не треш

Гродненец Олег Ерш прекрасно помнит момент, когда из обычного коллекционера старых вещей он превратился в представителя модного сейчас треш–арта — искусства создавать художественные объекты из всякого хлама. Он 7 лет копил в своем сарайчике самые разнообразные штуковины, отмеченные печатью, пусть и недалекой, но все же истории. Угольные утюги, старые корыта, эмалированная посуда советского образца, ведра, гвозди, ухваты и даже обычные молочные бутылки из 70–х годов прошлого века. Это, а также многое другое пылилось в подсобке, когда минский художник–концептуалист Сергей Шило подарил дочери Олега картину с прикрепленным к ней гвоздем. Тогда–то гродненец и решил, что собранные им предметы тоже достойны стать материалом для будущих шедевров.


Олег скромно мастерил свои инсталляции в сарае, пока наконец не решился на организацию персональной выставки «Необычное в обычном», которая открылась на днях на одной из центральных улиц Гродно на площадке крупного торгового центра. Более 40 экспонатов. Какие–то из них удивляют остроумием, многие вызывают недоумение. Мастер с готовностью показывает мне свою первую поделку: германский шлем с шурупами, ввинченными остриями наружу, так, чтобы каска как бы ощетинилась множеством иголок. На вопрос, какой в этом смысл, мой собеседник пожимает плечами и признается, что сам по натуре панк и такая инсталляция просто стала отражением его интересов и эмоций на тот момент.


— А это мой шуточный автопортрет, — радуется Олег, подводя к огромному металлическому рыбьему скелету. — Это рыба, а я Ерш. На создание экспоната ушло 6 печных ухватов, лопата и багор. С течением времени для меня стало важным не просто мастерить что–то из старых вещей, а сделать так, чтобы эти поделки вызывали эмоции. Например, улыбку. Так реагируют люди на мои лыжи с лаптями вместо лыжных ботинок. Вот моя замечательная авоська с молочными бутылками в рамке, выкрашенной масляной краской наполовину в зеленый, наполовину в белый. Смешанные чувства вызывает иконописное изображение из мотка настоящей колючей проволоки времен Первой мировой войны.


В чем–то мастер прав. Если не принимать во внимание очевидный факт, что арт–объекты, созданные из хлама, даже в своем новом прочтении сохраняют мусорную эстетику, остается только удивляться остроумию и фантазии их автора. Есть совершенно бесполезные вещи. Скажем, деревянный велосипед, сколоченный из двух прялок. А вот старинный пожарный шлем с прикрепленной к нему лампой в металлическом абажуре — ретроспективная карикатура на современные пластиковые каски с фонариком. Тут же швейная машина, в которой вместо иглы — молоток, а вместо ткани — деревянные плашки и металлическая лента. Но есть и вещи, которые могли бы и в хозяйстве пригодиться. Вроде швейного набора на совковой лопате и пружинного кресла из деревянных бочек.


«Необычное в обычном» — дебют Олега Ерша в качестве художника–инсталлятора. До этого он был известен как обладатель самой большой коллекции угольных утюгов, в которой более 500 экземпляров. Ну и, конечно же, как у собирателя разного хлама — количество всякой «бесценной» дребедени у гродненца уже перевалило за тысячу. Коллекционер, а в обычной жизни — предприниматель в сфере ритуальных услуг, признается, что примерно половину своего мусорного богатства нашел сам, облазив чердаки и подвалы деревенских домов в разных концах страны. Половину прикупил на блошиных рынках. К слову, увлечение Олега Ерша поддерживает и его жена. Правда, сфера ее интересов ограничивается собирательством разных моделей старых фотоаппаратов и миниатюрных вещичек.

8-культура-выставка-хлам03-110315.jpg

Выставка мусорного креатива Олега Ерша в Гродно продлится 10 дней. За это время свое мнение о треш–арте сможет составить любой, кто решит свернуть с центральной пешеходной улицы в центре города в маленький уютный дворик за универмагом «Неман».

czcz@onet.eu

Фото автора.

Советская Белоруссия № 48 (24678). Пятница, 13 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter