Это Родина моя…

Общий стаж семьи Ширченко на БЖД — почти 300 лет

Общий трудовой стаж семьи Ширченко на Белорусской магистрали насчитывает почти триста лет

Первые летописные упоминания о Лунинецком крае уходят к ХV веку (д. Лунин — 1432 год, Лунинец — 1449-й). Наиболее заметными центрами того далекого времени слыли местечки Кожан-Городок и Лахва, православный мужской монастырь в Дятловичах (просуществовал свыше 200 лет с начала 1620-х годов. — Прим. «Р».). Но все-таки ключевым фактором в развитии региона во второй половине ХIХ века было строительство Полесских железных дорог. Благодаря этому город Лунинец вырос в мощный железнодорожный узел, являясь и теперь стратегическим центром Припятского Полесья. На западе он граничит с Пинским, на юге — со Столинским, на севере — с Ганцевичским районами Брестчины.

В начале ХХ века здесь жили многие известные личности. Например, классик белорусской литературы Якуб Колас, русский поэт Александр Блок и авиаконструктор Павел Сухой. В 1921 году Лунинец преобразуется в один из центров повета Польши, а в сентябре 1939-го это местечко вошло в состав СССР. Соответственно, в 1940 году в крае создаются Лунинецкий и Ленинский (с центром в Микашевичах. — Прим. «Р».) районы. Они находились в тогдашней Пинской области БССР.

Ценны здешние места кладовыми земли. Прежде всего это микашевичский гранит, песок, глина, сапропель… Знаменит полесский уголок и своими чистейшими озерами: на территории района расположены заказники республиканского и местного значения.

Однако не только великолепной природой, огромными клубничными плантациями известна земля лунинецкая. Славится она людьми и традициями. Все знают о такой нужной профессии, как железнодорожник. В нынешнем году Белорусская железная дорога отмечает свой 150-летний юбилей, здесь трудятся более восьмидесяти тысяч человек. Среди представителей массовых железнодорожных профессий немалое число трудовых династий. К ним в отрасли относятся трепетно.

Как известно, слово «династия» в переводе с греческого — род, дом, поколение. История Лунинетчины богата рабочими династиями. Многие из них рождаются и нынче... Внимательное изучение корпоративных связей и профессионального сообщества стальной магистрали страны позволяет сделать вывод, что наиболее преданными и добросовестными работниками Белорусской железной дороги остаются именно они — продолжатели семейных трудовых традиций.

Одной из таких железнодорожных династий является семья Ширченко и ее основатель — Николай Михайлович ШИРЧЕНКО (на снимке). Путейцы с этой звучной фамилией на Лунинецкой дистанции пути (образована в 1939 году в составе Брест-Литовской железной дороги. — Прим. «Р».) Барановичского отделения Белорусской магистрали на протяжении более ста лет преданно служат ее величеству железной дороге, выбранной профессии. Общий трудовой стаж железнодорожников Ширченко — 297 лет. Работают на предприятии и другие представители династий — семьи Савчук (общий стаж 152 года), Пицуха (95), Русанов (84), Шостырь (75 лет).

По словам начальника Лунинецкой дистанции пути, почетного железнодорожника Николая Ширченко, основоположником его династии был дед Николай Михайлович.

— Он родился в 1905-м в деревне Бронислав. Работал на земле, а с 1935 года сменил крестьянскую соху на железнодорожную службу, став путевым обходчиком, — продолжает Николай Адамович. — В то неспокойное время наша стальная магистраль находилась фактически на границе с Польшей, и поэтому работа путейца была сродни пограничной службе. Мой дед был неравнодушным и очень ответственным человеком, поэтому неоднократное задержание им пришлых из-за границы людей (как выяснялось впоследствии, вражеских лазутчиков. — Прим. «Р».) не было не замечено советской властью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1939 года он был первым в районе награжден орденом Ленина. Когда началась война, фашисты не простили ему это и отомстили, расстреляв героя-железнодорожника. Николая Михайловича не стало в августе 1941 года…

Однако начало семейной династии уже было положено: пятеро детей Николая Ширченко пошли по отцовскому пути. Адам, Николай, Вячеслав, Александр, Владимир связали судьбу с магистралью и стали путейцами: бригадирами пути, техниками, дежурными по переезду, путевыми рабочими, мастерами по ремонту и эксплуатации машин и механизмов, даже начальниками дистанции.

Кстати, жена одного из сыновей Ширченко-старшего Адама Марфа Никифоровна также заслужила почет и уважение на стальной магистрали. Она — работник прифронтовых железных дорог, награждена орденом Красного Знамени и знаком «Почетный железнодорожник».

Как рассказал начальник Лунинецкой дистанции пути Николай ШИРЧЕНКО (на снимке в кругу большой семьи он в нижнем ряду слева), свой первый шаг в трудовой биографии он сделал на Лунинецкой дистанции пути. Парню в сентябре 1972 года предоставили первое рабочее место — арматурщика бетонного цеха. Затем он ушел служить в армию и снова вернулся на железную дорогу, учился в Ленинградском техникуме железнодорожного транспорта… Прежде чем стать начальником дистанции пути, Николай Адамович прошел все служебные ступеньки. Сегодня только его стаж в железнодорожной отрасли — 40 лет.

На многочисленных инфраструктурных объектах предприятия, где трудится свыше 400 человек, всегда подкупают чистота и производственный порядок, особый позитивный настрой людей. Несмотря на то, что территориально дистанция расположена в пяти районах и двух областях — Брестской и Гомельской.

Николай Адамович Ширченко, как и многие его земляки, живет и работает на этой земле. Он убежден, что в ответе не только за свое предприятие, но и за любимый Лунинецкий край.

— Именно здесь ты родился, здесь выросли твои дети. Все эти понятия для человека укладываются в одно емкое слово «Родина», — говорит руководитель предприятия.

Эстафету путейской профессии уже в новом времени подхватило молодое поколение Ширченко — внук Андрей и его супруга Юлия, внучка Светлана Пищ, а также Виктор и Александр Пищ, правнук основателя династии Николая Михайловича Ширченко Сергей — представитель четвертого поколения семьи. Все они связали жизнь с железной дорогой, несмотря на сложности, преданно ей служат и надеются, что их дети выберут родительскую стезю.

По ежегодной традиции в первое воскресенье августа представители всех поколений Ширченко соберутся за большим столом, чтобы отметить свой профессиональный семейный праздник — День железнодорожника.

------------------------------------------

В тему

История трудовых династий наилучшим образом отображает богатую 150-летнюю историю Белорусской железной дороги.

Сегодня на Белорусской магистрали трудится 431 династия общим числом 2114 человек, из которых 891 — ныне работающие. Это династии трех, четырех, пяти и шести поколений железнодорожников. Представители династий шестого поколения трудятся в Барановичском и Могилевском отделениях Белоруской железной дороги. Их опыт и навыки передаются от родителей к детям — это лучший пример стабильности любой компании. Ведь за каждым династическим именем стоит целая эпоха, дело, которому отданы опыт, знания и многие годы жизни.

К слову, родоначальник династии Мазюк, представляющей Барановичское отделение, трудился еще на строительстве железнодорожного участка Гродно—Поречье, открытие постоянного движения на котором в 1862 году считается днем рождения Белорусской железной дороги. Эта династия включает в себя шесть поколений, ее общий стаж насчитывает более 680 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter