Старший консультант по коммуникациям ВОЗ Стефани Брикман – о коечном фонде, белорусских тест-системах и лабораториях

Это первая пандемия со многими неизвестными

«Сельская газета» адресовала вопросы о коронавирусной инфекции Всемирной организации здравоохранения. Старший консультант по коммуникациям ВОЗ Стефани БРИКМАН озвучила оценку своего ведомства в отношении коечного фонда Беларуси, обратила внимание на увеличение количества диагностических лабораторий и производство тест-систем, пояснила, почему быстрые экспресс-тесты подходят только для исследовательских целей.

Напомним, миссия ВОЗ работала в Беларуси с 8 по 11 апреля. Эксперты отметили усилия республики по перепрофилированию производства на выпуск средств защиты для медработников, представили свои рекомендации. 12 мая состоялся телефонный разговор Президента с генеральным директором ВОЗ Тедросом Гебрейесусом. Александр Лукашенко поблагодарил руководителя организации за приезд экспертов, а он в свою очередь выразил благодарность за прием специалистов и созданные условия для работы, выразив намерение и дальше поддерживать Беларусь. Президент пригласил руководителя ВОЗ посетить страну с визитом. Тедрос Гебрейесус принял приглашение, пообещав приехать после окончания пандемии.

— Госпожа Брикман, как вы полагаете, меры, принятые с самого начала в Беларуси, дали результат?

Акушерка Клинического родильного дома Минской области Анастасия Новосельская с партией бесконтактных термометров, переданных родильным домам Минщины.
— Введение определенных мер должно соответствовать развитию эпидемиологической ситуации. До того как выявили первый случай заболевания и зарегистрировали импортированные случаи (группы случаев), в Беларуси были приняты меры в первую очередь для сдерживания эпидемии. Они в основном направлялись на тестирование лиц с подозрением на инфекцию, выявление и отслеживание контактов, а также на выявление контактов первого уровня наряду с контактами в медицинских и специально перепрофилированных учреждениях. Это обеспечило готовность и расширило возможности инфраструктуры здравоохранения для ведения пациентов с COVID-19. Данный комплекс мер сдерживал развитие инфекции, но в течение нескольких недель Беларусь находилась на новом этапе развития пандемии COVID-19 с распространением инфекции. Это потребовало принятия новых мер по укреплению социального дистанцирования на национальном и региональном уровнях.

— Достаточная ли у нас по мировым показателям обеспеченность средствами защиты медработников, коечным фондом?

— Нехватка средств индивидуальной защиты — глобальная проблема, с которой сталкиваются почти все страны. Оценивать ситуацию здесь — прерогатива Министерства здравоохранения. Мы работаем с Минздравом, международными партнерами и донорами, чтобы определить существующую потребность в средствах индивидуальной защиты, и ищем возможность приобрести их в условиях глобального дефицита. По уровню обеспеченности койко-местами Беларусь — один из лидеров в Европейском регионе. 

— Соответствует ли наша система тестирования мировым тенденциям? И можно ли всецело доверять экспресс-тестам на антитела, которые прочно вошли в мировую практику?

— Миссия ВОЗ рекомендовала расширить возможности и количество пунктов для лабораторных исследований. И мы знаем, что количество лабораторий, проводящих диагностику COVID-19, в Беларуси увеличилось с 13 во время работы миссии до 38 в настоящий момент и их число все еще растет. Учитывая значительную глобальную нехватку основных средств и материалов, связанных с тестированием на COVID-19, Беларусь решила организовать собственное производство лабораторных испытательных систем. В связи с этим миссия ВОЗ рекомендовала обеспечить качество местных систем тестирования путем внешней оценки и регулярной внутренней проверки с использованием международных аналогов.

Что касается экспресс-тестов на антитела к COVID-19, то ВОЗ не рекомендует их использовать, только если в исследовательских целях. Во-первых, ложноположительные и ложноотрицательные результаты весьма вероятны. Во-вторых, возможны перекрестные реакции в присутствии антител к шести другим циркулирующим коронавирусам. В-третьих, интерпретация результатов теста опасна: пока мы не знаем, как формируется стойкий иммунитет после заражения и предотвращает ли повторное заражение наличие антител.

— Госпожа Брикман, каким образом можно победить такие вирусы: коллективным иммунитетом, созданием вакцины? Или все же не только сдержать, но и пресечь распространение могут грамотные действия санитарных и медицинских служб? 

— Наиболее перспективный и надежный способ решения этой проблемы — создание эффективной и безопасной вакцины. Но поскольку она все еще в стадии разработки, очень важны скоординированные межсекторальные действия по предотвращению и контролю распространения COVID-19, в том числе социальное дистанцирование, меры по сдерживанию и смягчению последствий.

— Существует такое понятие, как репродуктивная способность инфекции, то есть количество людей, инфицированных одним пациентом. Можно ли определить и целесообразно ли анализировать этот показатель в ситуации с COVID-19?

— Репродуктивное число (R0) — действительно важный критерий для оценки эпидемиологической ситуации и эффективности принятых мер. И это будет зависеть от многих факторов, помимо биологических характеристик вируса: плотности населения, надежности мер эпидемиологического контроля, строгости карантинных мер и т.д. Например, согласно оценкам ВОЗ, сделанным в начале марта на основе анализа распространения вируса в Китае, R0 для коронавируса находится где-то между 2 и 2,5. Для сравнения: сезонный грипп оценивается примерно в 1,3, тогда как корь имеет репродуктивную способность от 12 до 18. Более поздние публикации показали, что значение этого показателя в Европе до карантинных мер составляло от 3 до 4,6. Принятие их позволило, по данным Института Роберта Коха, получить показатель в Германии ниже 1, что свидетельствует о замедлении распространения эпидемии в этой стране. Если R0 поддерживается на уровне менее 1, то передача вируса не может быть устойчивой. Многие страны используют этот индикатор для информирования о своих действиях.

— Исходя из опыта, сталкивался ли мир с подобным вирусом?

— Это новый вирус. Хотя существуют и другие распространенные коронавирусы, но это первая пандемия. Мы не знаем в полной мере, как он ведет себя или чего ожидать в будущем.

— Ваши основные рекомендации, чтобы избежать заражения COVID-19?

— Не думаю, что есть смысл повторять то, что всем уже давно и хорошо известно, — нового, поверьте, здесь ничего нет. Единственное, что нужно делать, — быть в курсе самой последней информации из надежных источников, таких как ВОЗ или ваши местные и национальные органы здравоохранения.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter