Это нужно живым

Вот и ушел в прошлое еще один День Победы.
Вот и ушел в прошлое еще один День Победы... Праздник, объединяющий всех. Но порой он проводит и обидную разделительную черту. Как ни странно - среди солдат-победителей.

Накануне 9 Мая вспомнил о жителе Каменецкого района, ветеране Великой Отечественной Иване Дмитриевиче Осипуке - человеке, для которого этот день долгое время был, пожалуй, самым черным в году. Тяжело ему было видеть, как ровесники с наградами на груди идут по улице родного села и места среди них ему нет. Не признавали Ивана Дмитриевича участником войны, хотя все односельчане знали, что в 45-м дважды его родные получали с фронта похоронки. Прошагав за 9 месяцев с пулеметом от Бреста до Германии, Иван Осипук вернулся домой. В 60-е, когда производился обмен военных билетов, по вине какого-то безалаберного писаря в графе об участии в войне появилось досадное слово "не участвовал". Не придав тогда особого значения чужой ошибке, добиваться ее исправления не стал - из-за сельских забот не до того было... А потом, оказалось, верна поговорка: "Что написано пером, не вырубишь топором". Как ни пытался Осипук через военкомат отыскать в архивах документальное подтверждение своего боевого прошлого, это ему не удавалось. А в 1990 году нашли Ивана Дмитриевича сразу две медали "За отвагу" - самые ценные солдатские награды. Только благодаря им и восстановил он свои ветеранские права...

Об этом уникальном случае несправедливости я писал 12 лет назад. Но слова, к сожалению, уже ушедшего из жизни Ивана Дмитриевича о том, что его "обязательно найдут", помню до сих пор. Потому что и сейчас продолжают приходить из Центрального архива министерства обороны России сведения о наградах бывших советских солдат, живущих в Беларуси.

Вот и накануне Дня Победы ордена Отечественной войны нашли Михаила Петровича Ребковца из Пинского района и Ивана Филимоновича Сковородко из Брестского. Нашли с непоправимым опозданием - ветераны уже ушли из жизни, и награды вручены родственникам.

А вот медаль "За оборону Сталинграда", полученная в этом году Александром Владимировичем Постниковым из деревни Гершоны, что под Брестом, по его мнению, поможет ему осуществить давнее намерение - побывать в Волгограде и поклониться земле, в которой остались лежать боевые товарищи. За всю войну, которую он начал 22 июня под Ровно, Постников был четырежды ранен. Дважды - в Сталинградской битве. Один раз в самом ее начале, когда пуля попала в плечо, и его отправили в санчасть за Волгу. Его стрелковая бригада, оборонявшая тракторный завод, после этих боев прекратила свое существование, и молодой лейтенант попал в число без вести пропавших. Гораздо более серьезным было ранение, полученное при отражении наступления немецкого танкового корпуса, пытавшегося прорвать кольцо окружения под Сталинградом. Словом, за победу в этом сражении Постников дважды заплатил кровью. К тому же с возрастом пришло понимание необходимости оставить потомкам память о своей причастности к величайшей в мировой истории битве. Тем более было обидно Александру Владимировичу, когда обращение в военкомат по поводу заслуженной награды ничего не дало. Тогда написал письмо в Администрацию Президента. Оттуда его письмо передали в Министерство обороны, и только после этого Постникову была вручена медаль, которой наградили всех участников боевых действий под Сталинградом Указом Президиума Верховного Совета СССР еще в 1942 году.

Что же получается? Если затерявшаяся в военной суматохе награда обнаруживается в архивных документах, то проблем с ее вручением нет. Был бы найден ветеран или его ближайшие родственники. Если наоборот, не награда ищет солдата, а солдат ищет награду, ее поиск может оказаться безрезультатным.

...Еще в конце 80-х в ветеранских архивах Советского Союза была начата большая ревизия. По мнению военных кадровиков, она продолжается до сих пор. Идет кропотливый планомерный поиск солдат и офицеров, ордена и медали которых так и не нашли героев. Не вс„, по-видимому, работникам центральных архивов по силам. Порой такая работа заходит в тупик после находки списка погибших или без вести пропавших, как в случае с Александром Владимировичем Постниковым, который до сих пор хранит страшное извещение, полученное матерью в 1942 году.

Помочь ветеранам в обретении признания боевых заслуг могли бы работники сельсоветов, военкоматов, будь у них на то больше прав и полномочий в проведении архивно-поисковых работ. В связи с этим высказываются опасения по поводу наплыва самозванцев, ведь некоторые боевые награды предусматривают предоставление определенных льгот. Что ж, издержки есть в любом деле. Но оставлять в небытии подвиги солдат самой кровопролитной войны негоже. Тем более что осталось их, к сожалению, немного...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter