Останки обнаруженных в ходе раскопок красноармейцев торжественно перезахоронят 3 июля на мемориале в Масюковщине

Это нужно живым

Совместная акция газеты «Рэспублiка», администрации Фрунзенского района Минска и Министерства обороны (Продолжение. Начало в номерах газеты за 19, 23, 28, 30 апреля, 6 мая)

Раскопки на месте бывшего немецкого лагеря военнопленных в Масюковщине близятся к завершению. С 20 апреля 16 бойцов 52-го поискового батальона Минобороны копают и просеивают землю на территории в/ч 35703. За эти недели извлечены останки 137 красноармейцев, десятки артефактов довоенного и военного периода. Установлены личные данные троих солдат Красной армии. Мы уже ведем переговоры с родственниками, имеем в своем распоряжении архивные фотографии и документы… И это волнительное чувство нужного, важного дела вернувшейся к нам через десятилетия истории греет душу и придает сил. Первый этап поисковой работы вот-вот завершится. И за ним сразу же последует второй: останки погибших в шталаге красноармейцев будут торжественно перезахоронены на мемориале в Масюковщине к 3 июля.


У бойцов 52-го поискового батальона в Масюковщине еще есть работа

— Необычное чувство: годами мы ходили рядом с этим хранилищем. Обслуживали здесь технику. А потом приехали ребята из 52-го батальона и подняли из-под асфальта десятки останков. Расшифровка медальонов показала: эти молодые парни, плененные в первые недели войны, попали в лагерь из самых разных уголков большой страны. Тернополь, Омск, Днепропетровск… Никому из них не суждено было пережить страшную зиму 1941/42 года: болезни и голод сделали свое дело, — делятся впечатлениями офицеры и солдаты в/ч 35703. — Раскопки скоро завершатся. Траншею засыплют землей, закатают по новой асфальт, но это место уже точно не будет восприниматься нами, как прежде. Ведь это одна большая братская могила.


Олег УСАЧЕВ уверен: хирургическое отделение лазарета располагалось в этом доме

…Возле ворот в/ч меня уже ждет Олег Усачев, краевед, отдавший много лет изучению истории минского шталага. Он делал запросы в архивы разных стран, перевел книгу воспоминаний немецких охранников лесного лагеря и изучил всю имеющуюся литературу по этому вопросу. Олег Иванович с закрытыми глазами найдет объекты, которые по сей день остались от шталага № 352 на территории бывшего военного городка в Масюковщине. 

Мы подходим к трехэтажному зданию, которое всем видом говорит о своей довоенной постройке. Окна и двери наглухо забиты стальными решетками: военные отсюда давно ушли, и жизнь здесь замерла.


Бывшее инфекционное отделение лагерного госпиталя.


— Как известно, лесной филиал шталага № 352 немцы разместили на территории кавалерийского полка. Площадь он занимал огромную — около 50 гектаров! Здесь находились 21 деревянная казарма, автомастерские и гаражи. При этом кирпичные строения можно было пересчитать по пальцам одной руки. Перед одним из них мы с вами сейчас и стоим — это казарма 1937 года, построенная по типовому проекту, — Олег Усачев указывает на три основных этажа и еще один, подвальный, использовавшийся как бомбоубежище. — Вот и два выхода из убежища с обратной стороны. При немцах эта казарма получила номер 14 и использовалась как инфекционное отделение лагерного госпиталя. Здесь содержались пленные, заразившиеся сыпным тифом, эпидемия которого свирепствовала в лагере. Зимой 1941/42 года от этого заболевания умерли тысячи военнопленных. Не исключено, что захоронение, на котором сейчас работает 52-й батальон, хронологически относится именно к этому периоду. 

После войны эта казарма была отремонтирована и использовалась по своему прямому назначению до самого последнего времени.


Схема шталага, нарисованная Л. Винником в 1992-м.

В руках у Олега Усачева — детальный, рисованный от руки план шталага. Его для сотрудников музея Великой Отечественной войны в 1992 году по памяти начертил один из военнопленных лесного лагеря — Л.Винник. Вот пулеметные вышки, виселица, бараки, три ряда заграждения, карцер, кухня для полиции… И хирургический корпус под номером 20. К нему мы и идем.

— Все деревянные постройки после войны были снесены, позже территория была застроена. Сегодня ее уже не узнать. Но этот дом вы не спутаете ни с каким другим: перед нами — довоенное здание офицерского общежития, в котором жили в основном отставные сверхсрочники. Оно построено в 1938 году, — мы стоим у чистенькой, зашитой термошубой трехэтажки по улице Лынькова, 71. — Исходя из плана Винника, здесь располагалось хирургическое отделение лазарета. Тут же, во второй половине, жил медперсонал. Жильцы дома признавались мне: в летнюю жару в некоторых квартирах улавливается запах карболки и хлорки. Так шталаг даже спустя 70 лет напоминает о себе.

Сегодня мы располагаем фото двух погибших красноармейцев:
Василия БОЧЕЛЮКА и Ивана ИЗОТОВА


После праздников раскопки продолжатся. Мы не теряем надежды воскресить из небытия новые фамилии тех, кто сражался за Родину и погиб от рук жестокого, не знающего человечности врага. Тех, кто десятилетиями значится в военкоматах в списках пропавших без вести.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья ПРОСКУРОВА, заместитель главы администрации Фрунзенского района Минска:

— Вы знаете, это первый опыт раскопок за годы моей работы во Фрунзенском районе. Поэтому мы постарались подойти к ним очень ответственно: помогаем 52-му батальону всем, чем можем. 

То, что удалось отыскать столько погибших воинов Красной армии, установить личности троих из них, вселяет гордость за причастность к этим событиям. Ощущения, когда на твоих глазах творится история, трудно с чем-то сравнить. Эта акция — очень хорошее, важное дело: мы помогаем людям, находящимся за тысячи километров от Минска, узнать о судьбе своих безвестно пропавших родных. Это целые главы семейной летописи, которые мы помогаем восстановить спустя столько лет.  

Когда раскопки официально завершатся, будет решаться вопрос о перезахоронении обнаруженных останков на мемориале в Масюковщине. Думаю, было бы очень символично сделать это к 3 июля. Надеюсь, наши коллеги из Центрального района (на территории которого расположен памятник) пойдут навстречу и помогут организовать эту церемонию самым наилучшим образом.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей ВОРОНОВИЧ, начальник управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны: 

— Результаты раскопок в Масюковщине удивляют. Признаться, мы не думали, что здесь будут какие-то находки, кроме останков. Шталаг — это не то место, где военнопленным оставляли хоть что-то, кроме лагерной робы. Две недели работ поразили обилием найденных предметов из личного обихода солдат. Бесценными можно назвать восемь обнаруженных медальонов. Я бы сказал, что это редкое исключение из правил.

На данный момент это крупнейшее в стране захоронение, на котором работают бойцы 52-го поискового батальона. Параллельно с раскопками наши специалисты будут вести работу с военкоматами в России и Украине. Мы рассчитываем разыскать близких родственников тех красноармейцев, чьи данные удалось установить при раскопках. В том числе будем это делать с помощью прессы городов, из которых пришла подтверждающая информация.

matveev@sb.by

Фото автора, а также из архива семей красноармейцев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter