Шок! Представители Генконсульства Польши помогают в бегстве подозреваемому в совершении преступления

Это не дипломатия. Это диверсия

Две брестчанки трагически погибли, еще один человек в больнице — это результат аварии в Ивацевичском районе. За день до нового года на автодороге М-1 Брест — Минск — граница РФ произошло попутное столкновение автомобиля «Лада» и большегруза «Вольво», за рулем которого был 22-летний гражданин Польши Пшемислав Збуцкий — теперь подозреваемый по уголовному делу. Однако в этой истории поразило поведение сотрудников Генконсульства Польши, которые, укрывая подозреваемого, перешли все возможные грани здравого смысла и буквы закона. Это что за выходки?



По факту ДТП возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». 31 декабря подозреваемым был признан Пшемислав Збуцкий. Изначально было принято решение временно ограничить его право на выезд из Беларуси, о чем иностранца уведомили письменно, под роспись. Ехавший вместе с ним отец Ярослав является свидетелем. 

Ситуация трагическая, не стало людей. Сестры Наталья и Инна погибли на месте аварии. Причины случившегося выясняются. К сожалению, подобное происходит и с нашими гражданами за рубежом. Белорусские дипломаты неизменно вникают в детали подобных происшествий. Разбираются. Однако то, что сделали здесь официальные, так сказать, представители соседнего государства, это просто недопустимо! Сотрудники Генконсульства Польши перешли все возможные грани, поступая не только вопреки здравому смыслу, но и беспардонно нарушая законы страны пребывания, то есть Беларуси.

Страшная авария унесла жизни двух белорусок.

Рассказываю, как развивались события. Сразу после аварии начальник отдела по делам сотрудничества с Полонией Генерального консульства Республики Польша в Бресте Ольга Касперчык, обсуждая произошедшее с начальником визового отдела диппредставительства Агнешкой Марчак, сказала: «…Не позвонить ли им (Збуцким. — Прим. авт.) и не сказать, что они должны поехать домой… Сама знаешь героя, который остался здесь, и он будет сидеть два года».

«Героем» дипломат называет гражданина Польши Ярослава Карповича, который 29 декабря прошлого года осужден за совершение похожего ДТП на трассе М-1 в районе города Ивацевичи.

Дальше в телефонном разговоре дамы долго обсуждают, кто и с какого номера (белорусского или польского оператора) будет звонить, кому набрать надежнее — отцу или сыну, подозреваемому. Решили сыну. 

И вот Касперчык 31 декабря связывается с ним и настойчиво рекомендует покинуть территорию Беларуси: «… Знаете что, я бы наверняка, будучи на вашем месте, ну я бы наверняка, однако же, возвращалась бы домой. Но конечно же, это уже вы решите…», «…Эти дела являются достаточно запутанными. В любом случае если у вас есть возможность выехать домой, то прошу вас рассмотреть это… Вы знаете, времена нестабильные, это будет лучшим решением…». Это лишь фрагмент беседы, которая проходит в том же ключе.


Затем Касперчык звонит работодателю фигуранта дела, гражданину Польши Ц. Паньскому, сообщает о ДТП. Говорит: ­

«…Раз у этих мужчин есть возможность выехать, я бы предложила, чтобы они просто-напросто уехали. А на ваш автопоезд это никак не повлияет».

Есть немало материалов, подтверждающих планирование, организацию бегства Збуцкого в Польшу. Для выполнения плана 3 января этого года в Ивацевичи направляют служебный автомобиль диппредставительства. Так иностранцев привозят на территорию загранучреждения (о чем свидетельствует видео), где их консультируют. Попутно корректируется план выезда в Польшу: пассажирским автобусом через пункт пропуска «Брест».
Касперчык, осознавая факт ограничения выезда из Беларуси человека, подозреваемого в совершении преступления, спешно обеспечила доставку служебным диптранспортом Генконсульства на автовокзал Бреста, где Збуцкий покупает билет на рейсовый автобус Брест — Варшава. 
Есть видео, где служебный автомобиль диппредставительства привез подозреваемого и свидетеля по делу к польскому Генконсульству. А на этом фото — их сопровождает работник консульства Касперчык.

Пересечение границы Збуцким дипломат контролировала через его работодателя Паньского. 

«…Если будут какие-то проблемы на границе, то будем на телефонах. Нет никаких юридических оснований, чтобы этот пан остался в Беларуси…» — врала человеку она, достоверно зная о запрете на выезд для фигуранта дела о ДТП. Затем, по сути, подтверждая свою предыдущую ложь, попросила: «…В ближайшие пять лет предоставите другие направления, минуя Беларусь…». 

При попытке пересечения границы поляк был задержан сотрудниками Госпогранкомитета в пункте пропуска «Брест». Даже после задержания Касперчык не остановилась. Связалась с оперативным дежурным пункта пропуска «Брест», пытаясь получить информацию о Збуцком. Мол, вышлет за ним служебный транспорт: «…Вы можете сказать, что машина консульская за ним приедет, чтобы он знал…».

Фигурант был задержан в пункте пропуска «Брест» при попытке пересечения границы.

…Тогда объяснять свои действия беглец не стал. Сказал, что дальнобойщик. А где ж машина, почему автобусом в Польшу возвращается? «Так на парковке», — ответил Збуцкий. Нарушений, спрашивают, у него в Беларуси нет? «Нет, нет нарушений», — улыбнулся иностранец. ­УЛЫБНУЛСЯ. Действительно, что такому человеческие жизни?! Почему его не выпускают из страны, он якобы не понимает. Когда же выяснилось про аварию, у Збуцкого прямо спросили: «Вы виновник аварии?» «Нет, не я!» — замахал руками он. 

И ведь ни у него, ни у его отца, работодателя и у этих, казалось бы, женщин с польскими паспортами ничего не екнуло внутри. Ни от ужаса трагедии, ни от горя людей, потерявших близких.

Что в итоге получила Касперчык? Дискредитировала себя и свое ведомство, представляющее соседнее государство. Вынудила подозреваемого по делу пойти еще на одно преступление, усугубить свое и без того шаткое положение. Понятно, что мера процессуального принуждения изменена. Это сразу белорусские следователи отнеслись к Збуцкому гуманно и даже лояльно. Преступление могло быть совершено по неосторожности или из-за неисправности транспорта, погодных условий — это выяснят специалисты. Избранная первоначально мера означала, что человек обязан явиться в СК по первому требованию. Однако таким отношением польская сторона пренебрегла. Сейчас фигурант в изоляторе временного содержания. Пока на трое суток.

Касперчык должна бы разместиться в соседней камере, а не просто быть вышвырнутой из Беларуси за поступки, не имеющие ничего общего с дипломатией. В любой стране в таких случаях разговор короткий. Кстати, не слишком ли часто диптранспорт стал вывозить из нашей страны личностей с сомнительным бэкграундом?

…Погибших в аварии сестер похоронили 4 января…

КОММЕНТАРИЙ

В МИД вызван временный поверенный в делах Польши в Беларуси

«Попытку побега инициировали и организовывали сотрудники Генерального консульства Польши в Бресте» — Анатолий Глаз о ситуации с бегством из страны поляка, подозреваемого по делу о смертельном ДТП под Ивацевичами.

— Мы столкнулись с совершенно вопиющим случаем, — говорит журналистам пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз. — Гражданин Польши на территории Беларуси совершил ДТП, в котором погибли две девушки-белоруски. В связи с этим он стал подозреваемым по факту аварии со смертельным исходом. Ему совершенно логично было временно ограничено право выезда из Республики Беларусь. Однако 3 января, чтобы избежать ответственности, этот гражданин попытался покинуть нашу страну и скрыться на территории Польши, но был задержан пограничниками.

Установлено, что попытку побега инициировали и организовывали сотрудники Генконсульства Польши в Бресте. К тому же делали это осознанно, понимая и обоснованность ограничений на выезд для подозреваемого, и то, что в ДТП два человека погибли.
Сотрудники польского консульства умышленно толкали своего гражданина на нарушение белорусского законодательства. Более того, обрекали его на международный розыск в связи с ДТП, повлекшим смерть людей.
Предсказуемо, что такие «добрые советы» и «добрые услуги» подставили гражданина Польши под изменение меры пресечения, подчеркнул Анатолий Глаз. Действия сотрудников польского Генконсульства прямо нарушают ряд положений Венских конвенций о дипломатических и консульских сношениях. Они нарушают белорусские законы так же, как нарушали бы законы любой другой страны. Они не поддаются пониманию с точки зрения высокого звания консула или дипломата. По сути, должностное лицо, призванное быть примером законности и имеющее право, например, посещать пенитенциарные и закрытые учреждения, само осознанно нарушает закон. Тем более зная, что речь идет о гибели людей.

В белорусском внешнеполитическом ведомстве надеются, что это единичный случай, не характеризующий МИД Польши в целом: 

— Вместе с тем мы не видим возможности для продолжения работы такого консульского сотрудника на территории Беларуси. Об инциденте также проинформируем наших зарубежных партнеров. Рассчитываем, что нашими польскими коллегами будут сделаны соответствующие выводы.

ПО ДАННЫМ СЛЕДСТВИЯ

Вечером 30 декабря 22-летний гражданин Польши, управляя автопоездом двигался по трассе Брест — Минск — граница РФ. На 160-м километре автодороги при перестроении автопоезда в левую крайнюю полосу движения произошло столкновение с двигавшимся в попутном направлении автомобилем «Лада-Гранта» под управлением 29-летней жительницы Жабинки. В результате ДТП находившиеся в легковом авто пассажиры — 31-летняя и 35-летняя жительницы Бреста — от полученных травм погибли на месте. 
Управлявший автопоездом поляк и водитель легковой машины признаны подозреваемыми по уголовному делу.
Официальный представитель управления Следственного комитета по Брестской области Роман Зармаев:

— В целях обеспечения предусмотренного законом порядка предварительного расследования 31 декабря гражданину Польши объявлено постановление о применении к нему меры процессуального принуждения в виде временного ограничения права на выезд из Беларуси. Несмотря на это, пытаясь скрыться от органа уголовного преследования, он предпринял попытку выехать из нашей страны в Республику Польша, однако был задержан на территории международного автодорожного пункта пропуска «Брест». По уголовному делу допрошены свидетели, назначены автотехническая, трасологическая и судебно-медицинская экспертизы, обстоятельства произошедшего устанавливаются.

В Госпогранкомитете Беларуси прокомментировали задержание на границе поляка, подозреваемого по уголовному делу о смертельном ДТП под Ивацевичами. 

Гражданин Польши вместе со своим отцом вечером 3 января въехал в пункт пропуска «Брест» рейсовым автобусом сообщением Санкт-Петербург — Варшава. Мужчины намеревались покинуть страну, — сообщил пресс-секретарь ГПК Антон Бычковский. — При проведении пограничного контроля было установлено, что молодому человеку ограничен выезд из Беларуси. Сам иностранец заявил, что якобы не знает о причине этого запрета. Однако позднее выяснилось, что он является подозреваемым по уголовному делу по факту ДТП со смертельным исходом. 

Поляк также рассказал, что с выездом в Польшу ему помогали сотрудники польского Генконсульства в Беларуси. Они приобрели ему билет к месту жительства в Польше, привезли на автовокзал и сопроводили до автобуса. Иностранный гражданин передан сотрудникам Следственного комитета для дальнейшего разбирательства. Отец задержанного отказался пересекать границу и вернулся в Беларусь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter