Евангелие с эпохальной судьбой, чудотворная икона и древний источник: чем еще славится монастырь в Жировичах

Это наша жемчужина

Мы очень любим истории. Особенно те, в которых есть захватывающие элементы детектива — погружаемся в них полностью. А еще любим тайны и удивительные факты, которые никак не поддаются логическому объяснению. Успенскому Жировичскому монастырю уже пять веков: обитель стала одной из самых известных и посещаемых в нашей стране. А еще — обросла теми самыми интригующими историями. За ними мы и отправились в дорогу.

Под сенью грушевого дерева

Весна. 1470 год. Несколько пастухов, пасших большое стадо знатного магната Александра Солтана, зашли в лес дальше обычного. В самой чаще росла ветвистая дикая груша, от которой исходило необыкновенное сияние. Изумленные пастухи подошли ближе и обнаружили прямо на дереве маленькую икону Богородицы. Отнесли ее своему хозяину, но тот не придал значения рассказам юношей и спрятал икону в ларец. Вечером, желая показать находку гостям, Александр Солтан отворил хранилище — ларец оказался пуст. А на следующий день икону снова обнаружили в ветвях груши. С этого момента началась история Жировичской обители. На месте явления иконы был возведен первый храм, при котором в 1520 году возник мужской монастырь.
«…Пресвятая Богородица, помогай нам». С благоговением и молитвой паломники и насельники спускаются на нижний уровень Успенского собора — главного храма монастыря. Но ступеньки эти не просто ведут в подпол, а возвращают нас к истокам. Здесь, в окружении лампад и расписных стен, располагается маленькое искусственное деревце с зелеными листками, созданное по образу той самой груши, на стволе которой — крохотная икона Богородицы. А из земли бьет тоненькая струя воды — святой источник.
Святой источник.

Просите — и будет вам!

Запах ладана и треск свечного фитиля: атмосфера в практически безлюдном соборе (утренняя литургия уже закончилась) по‑особенному располагает к молитве. И чаще всего паломники возносят ее именно у чудотворной Жировичской иконы — к слову, самой маленькой в мире. У православных давно сложилась традиция — в благодарность за помощь жертвовать золотые и серебряные цепи, кресты. Так вот их здесь — не сосчитать. Но что такое чудеса, как правильно о них просить, да и нужно ли? Человеку, тем более далекому от церкви, сложно распознать эти тонкие материи. Наверное, их нужно почувствовать, но как? Обращаюсь за помощью к насельнику обители иеромонаху Агапию.
— Прихожане часто спрашивают, как обращаться к иконе. Я всегда отвечаю: обращаться нужно не к иконе, а к самой Богородице. С верой, которая подразумевает доверие и верность. Без потребительства, эгоизма. Но по‑настоящему довериться воле Божией очень сложно. Мало кто может искренне сказать: «Господи, дай мне то, что мне полезно, а не то, что я хочу». И здесь уже совсем не важно, сколько раз вы перекреститесь и поклонитесь. Главное, что внутри.
В Евангелии от Матфея можно встретить такие слова Христа:

«…ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Для мирянина это звучит удивительно: неужели одной веры достаточно, чтобы материализовать все, что пожелается? Не спешите — отец Агапий предлагает вспомнить житие святой Валентины Минской:

— Она глубоко страдала от болезни, была прикована к постели и понимала, что немощна. Вот это осознание собственной беспомощности привело ее к смирению, и Бог мог безопасно дать ей величайшие дары — прозорливости, исцеления. Святая понимала, что чудеса — не ее заслуга, но милость Божия. А мы же эгоцентрики и индивидуалисты, корона вырастает очень быстро, делая нас тщеславными, самовлюбленными. Но бывают случаи, когда Господь помогает как бы авансом. Некоторые меняют свою жизнь и становятся на праведный путь, а другие, наоборот, превращаются в потребителей. Этот аванс накладывает большую ответственность.

Желаю знать

Тему для продолжения разговора подсказывает сама жизнь, которую нам почти невозможно представить без соцсетей. А в них — море «волшебников», обещающих будущее в шелках. Всего‑то нужно пройти так называемый марафон желаний (само собой, за деньги), поверить в себя и наладить связь с космосом. Одна из главных создательниц такого курса вообще откровенно заявила, что ее сверхспособность — это божий свет, который помогает другим обрести счастье. Скажу от себя: верить можно во что угодно, только вот к церкви все это не имеет никакого отношения. И вот тому компетентное подтверждение.

— Человек так долго может разводить демагогию, что сам в нее поверит, — так отец Агапий комментирует слова создательницы марафона. И добавляет: она верит в маску, которую на себя «налепила», и эффективно манипулирует сознанием других. — Вся эта история работает на человеке с израненной душой, не знающем, где искать помощи. О такой же схеме исполнения желаний рассказывается в фильме «Секрет» — о существовании энергии, дарах космоса. Это чисто американское мышление, которое становится присуще и нам.

Отец Василий.
В центре — человеческое эго. Но Бога здесь нет: направление отрицает избавление от грехов, не требует смирения, лишь культивирует внутреннюю гордость.
Все это губительно для души.

А что тогда полезно? Этим вопросом задавалась и матушка София: поиск ответа привел ее в сестричество при Жировичском монастыре. Теперь она каждый день проводит в храме, где несет послушание церковницы. Благодаря ее трудам у икон стоят живые хризантемы, розы, лилии, красиво собранные в букеты.

Матушка София несет послушание церковницы.

— Трудиться в таком святом месте — это милость Божия. Того очень просит душа, — описывает свои чувства послушница. И добавляет, что нисколько не сомневается в чудотворности Жировичской иконы. — Во время акафиста я читаю записки о здравии тяжелобольных. А через время эти люди сами приезжают в монастырь и делятся своими историями исцеления. Как не поверить после увиденного?

Золотое наследие

Икона Богородицы — главная, но не единственная почитаемая в этих краях святыня. История Жировичского Евангелия удивляет не меньше, особенно если учесть, что оно сохранилось до наших дней практически в первозданном виде. Правда, посмотреть и полистать его паломникам не удастся. Почему — рассказывает протодиакон Павел Бубнов, исследователь истории обители и преподаватель духовной семинарии, что находится на территории монастыря:

Протодиакон Павел Бубнов.

— Документы, свидетельствующие о времени написания, не сохранились, поэтому эксперты исследовали бумагу — на ней есть водяные знаки, — объясняет Павел Бубнов. — Так мы узнали, что Евангелие датируется 1550‑ми годами. Кто сделал заказ, тоже неизвестно, но есть предположение, что это были потомки Александра Солтана.
Наследники магната на создание Евангелия не поскупились. Судя по всему, работали над ним два мастера: один писал текст, второй делал гравюры. Оформление получилось поистине богатым — чего только стоят подложки из настоящего золота и буквицы разных колеров.
Наверняка вживую все выглядит гораздо эффектнее, чем на экране компьютера, но познакомиться с древней святыней можно только так. Оригинал же хранится в Вильнюсе, в фондах библиотеки Академии наук Литвы — туда книга попала в 1845‑м.


— Целых 300 лет слово Божие из Жировичского Евангелия звучало в нашем монастыре. Это демонстрирует связь веков, поколений: мы видим, что духовной культуре Беларуси далеко не один век, — говорит протодиакон. — Но на судьбу обители влияли разные события. В том числе провозглашенная в 1596 году Брестская церковная уния, когда православную церковь в Речи Посполитой объявили вне закона и присоединили ее к католической. Монастырь отняли у наследников Александра Солтана, в Жировичах появилась униатская базилианская община. В начале XIX века здесь открыли Литовскую духовную семинарию, сделав это место центром религиозной жизни. В 1839 году произошло воссоединение униатов с православием, а семинария продолжала существовать до 1845‑го, после чего ее перенесли в Вильно (современный Вильнюс). Там и решили хранить культурные памятники, образовав центр сбора древностей в Виленской публичной библиотеке. Так Евангелие покинуло Жировичи.

Стоит сказать, что специалисты всегда понимали, какую ценность представляет эта книга, поэтому относились к ней бережно. А чтобы люди смогли ее увидеть, отсканировали страницы и выложили на сайт библиотеки в Литве.
Сегодня в монастыре хранится первое факсимильное издание Евангелия, созданное в одном экземпляре, но уже совсем скоро в свет выйдет второе факсимильное издание тиражом 50 экземпляров — усилиями сотрудников Национальной библиотеки и издательского совета БПЦ.

Есть еще несколько реликвий, имеющих прямое отношение к Жировичам: Псалтирь (1471 год), три Минеи (1487 года — сборники служб на каждый день месяца), Требник и Богородичник (1545 год). И даже несмотря на то что хранятся они не в Беларуси, никто не запрещает нам помнить и чтить свою историю. Тем более такую богатую.

Вдали от суеты

Прошлым летом в агрогородок приезжал Президент: Александр ­­­­Лукашенко заметил, что Жировичи должны стать жемчужиной Беларуси. К этому и стремятся, причем не только духовенство, но и светская власть. Хотя и без реконструкций здесь есть на что посмотреть, что прочувствовать, во что погрузиться.
Вот Явленская церковь, построенная на месте, где Жировичскую икону нашли во второй раз. А перед ней — липа с двухсотлетней историей. Отец Агапий называет ее очень поэтично — символ монастыря. Ведь правда: сколько гроз и бурь видело это дерево, но оно все равно продолжает жить. А еще липа — пример для всех нас: под испытаниями можно сломаться, а можно пустить корни еще глубже и приносить свои плоды.
Крестовоздвиженская церковь.

Чуть выше, на горе, — церковь Крестовоздвижения XVIII века. Это вообще уникальный для нашей страны храм, символизирующий паломничество в Иерусалим и путь Христа на Голгофу. Длинная лестница из 28 ступеней занимает практически все помещение: когда‑то по ней поднимались на коленях, с молитвой, на восхождение уходило больше часа. А за храмом — монастырское кладбище, где погребены настоятели, духовники, старцы монастыря и владыка Филарет. Его могила в цветах даже зимой — белые розы, как любил при жизни.

Могила владыки Филарета в цветах даже зимой.

Дома паломников, церковные лавки, трапезная и братские корпуса: настоящий город в агрогородке. И жизнь, кстати, такая же активная, но не суетная. Даже в холода, когда не нужно заниматься грядками и садами, братия в трудах. Отец Тихон, помощник эконома, заготавливает дрова и корма для карпов, что разводят в монастырских прудах. Отец Илия, огородник, маринует огурцы и готовит яблочные компоты — все свое, натуральное. Но послушание по душе и уютный ночлег здесь найдется каждому паломнику в любое время года: нужно лишь желание посетить обитель, потрудиться во славу Божию. А чудеса, если очень верить и горячо просить, непременно произойдут.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter