Это наша с тобой демография (окончание)

К 2015 году число пожилых граждан вырастет с 21 до 24 процентов

(Окончание. Начало читайте ЗДЕСЬ)

Репродуктивное здоровье закладывается в утробе матери

«Р»: Среди стран СНГ в Беларуси один из самых низких показателей по уровню младенческой смертности. Александр Николаевич, есть ли здесь резервы для роста?

А. Барсуков: Еще первой Национальной программой демографической безопасности было предусмотрено решение вопросов охраны материнства и детства, и на этот раздел были выделены огромные средства. Они пошли на переоснащение всех акушерских стационаров, начиная с районного уровня и заканчивая городскими и областными учреждениями. Были отремонтированы, переоснащены и дооснащены родильные блоки, приведены в современный вид реанимационные и операционные блоки. Дооснащение и обновление парка стареющего оборудования продолжается постоянно.

Уже к концу 2008-го эта работа была завершена, и в последующие годы она стала давать результаты.

Кроме того, в начале прошлого года вышел Приказ о разноуровневой перинатальной помощи, который разрабатывался Управлением организации медицинской помощи Минздрава совместно с учреждениями здравоохранения, в первую очередь РНПЦ «Мать и дитя». Суть его в том, что теперь четко определены уровни медицинской помощи и оговорено, какую патологию какое учреждение берет на себя. Учитывая, что некоторые заболевания встречаются редко, но требуют дорогостоящего медикаментозного лечения и специального оборудования, было решено, что пациентов с определенной патологией будут отправлять в конкретные медицинские центры. Тем более со временем там накапливается больший опыт, что дает лучший результат лечения.

«Р»: Хватает ли республике акушеров-гинекологов?

А. Барсуков: Потребность населения в акушерах-гинекологах — один врач на 8 тысяч женщин. На сегодняшний день в системе Минздрава работает 2437 акушеров-гинекологов, и этого достаточно. Кроме того, постоянно ведется работа по подготовке и переподготовке кадров, и большой акцент делается на анализе тех ситуаций, которые могли привести к неблагоприятному исходу для женщины и ребенка.

«Р»: По последним данным, 14,5 % пар в стране бесплодны. Тем не менее они не теряют надежду родить ребенка. Насколько ими востребованы метод ЭКО и суррогатное материнство?

А. Барсуков: Что касается суррогатного материнства, у нас в стране зарегистрировано около 10 таких случаев. Сейчас на экспертизе находится Закон «О репродуктивных технологиях и правах граждан при их применении», где кроме вопросов донорства половых клеток, права женщины на ЭКО по ее желанию поднимаются и вопросы суррогатного материнства. В законе будет конкретно оговорено, что такое половая клетка, донорство, кто на это имеет право и так далее. Кроме того, в будущем у нас в стране планируется открыть банк генетического материала, что облегчит эту процедуру.

Что касается ЭКО, конечно, не все пары могут себе это позволить. Это дорого, при том эффективность метода — 30—35 %. Поэтому, кроме того, что в Национальную программу демографической безопасности на 2011—2015 годы заложена возможность взять льготный кредит на ЭКО, если оно проводится в государственных учреждениях здравоохранения, мы также внесли еще одно предложение: если две первые попытки были неудачные, третью делать бесплатно.

Но о том, чтобы государство полностью оплачивало эту процедуру, речь не идет — ни в одной стране такого нет. Первичное беспричинное бесплодие бывает крайне редко, и чаще всего корень проблемы — отношение населения к своему здоровью, поведение его в подростковом и молодом возрасте. Сам собой встает вопрос о половом воспитании подростков, и в этом процессе должны участвовать как родители, так и педагоги.

«Р»: И как же планируется воспитывать нравы?

А. Барсуков: Всего по республике работают 42 центра доброжелательного отношения к подросткам, куда можно прийти с разными вопросами, в том числе и психологическими, которые ребята не могут обсуждать с родителями. Это часть шведского опыта, который мы пытаемся у себя применить. Там, например, в школах занятия с подростками проводят специально подготовленные люди: акушерки, социальные работники, психологи. Я присутствовал на таких же занятиях в Венгрии: например, в старших классах зачитывают истории, а ученики обсуждают, правильно ли было поведение парня или девушки в той или иной ситуации. Ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни, и как это сделать — правильно дозировать информацию с учетом возраста — это уже и педагогический момент. Не говорить на эту тему вообще – это не решение проблемы. Мы должны научить подростка безопасному поведению и тому, как защищаться от инфекции, нежелательной беременности и так далее. Только факт: если раньше большинство заражений ВИЧ-инфекцией было через шприц, то сейчас около 74 % — передача половым путем.

Сейчас мы обдумываем стратегию репродуктивного здоровья населения. Нас приглашали в качестве слушателей, когда Россия обсуждала будущий закон о репродуктивном здоровье. Мы участвовали в этом с интересом, потому что планируем такой же законодательный акт и в Беларуси. Ведь репродуктивное здоровье каждого закладывается еще в утробе матери. А если она или будущий отец пьет и курит, какого потомства ожидать от женщины и ее детей?

«Р»: Какие новшества, кроме уже перечисленных, вносились Минздравом в Национальную программу демографической безопасности на 2011—2015 годы?

А. Барсуков: Мы внесли предложения по совершенствованию специализированной помощи в области гинекологии: методик, направленных на менее травматичные, малоинвазивные оперативные вмешательства, которые дают женщинам возможность сохранения репродуктивного здоровья.

Беларусь тратит на пенсии 10 % ВВП

«Р»: Известно, что к 2015 году число пожилых граждан республики вырастет с 21 до 24 процентов и превысит 2 млн. человек. Станет больше одиноких людей, о которых некому позаботиться, кроме государства. Как планирует работать в таких непростых условиях пенсионная система Беларуси?

Л. Яшкова: Соотношение работающих и пенсионеров, складывающееся на данный момент в Беларуси, трудно назвать благоприятным. Пенсионеры составляют 27 процентов от всей численности населения. Что касается работающей части, пропорция выглядит так. По состоянию на 2010 год отношение числа пенсионеров к занятым в экономике составило 56,2 процента (то есть на 100 работников в стране сейчас приходится 56,2 пенсионера). И это явно не в пользу пенсионной системы. Для сравнения: в начале 1990-х это соотношение составляло 47 процентов.

Из года в год в республике увеличивается число получателей социальных выплат. По нашим данным, уже к 2030 году доля лиц в возрасте 55 лет и старше превысит 30 процентов общей численности населения. В таких условиях одна из стратегических целей пенсионной системы на перспективу — обеспечение ее финансовой стабильности.

«Р»: Существует ли идеальная пропорция между числом работающих и пенсионеров, к которой стремится Беларусь?

Л. Яшкова: Официальные эталоны не определены. Для каждой страны благоприятным может быть разное соотношение. К сожалению, как было отмечено, сегодня в Беларуси сложилось неблагоприятное соотношение пенсионеров и занятых на рынке труда. С подобной проблемой столкнулись многие государства, в том числе на постсоветском пространстве. Для сравнения: в России отношение числа пенсионеров к занятым в экономике составляет 57,6 процента. В Литве, например, эта пропорция достигла 71,9 процента, в Украине – 65 процентов, Эстонии – 61,8 процента. Гораздо более позитивная картина наблюдается в Азербайджане – 30,7 процента, Казахстане и Кыргызстане – 32,1 процента и 25,9 процента соответственно.

«Р»: Что вы думаете о возможности повышения пенсионного возраста? За счет чего Беларусь сможет сохранить нынешнее положение дел в условиях отрицательной рождаемости?

Л. Яшкова: Основная функция любой пенсионной системы — обеспечить социальными выплатами тех, кто не имеет на то возможности в силу старости, нетрудоспособности, утраты кормильца. Безусловно, чтобы обеспечить стабильную работу пенсионной системы и избежать ситуации, когда не будет хватать денег на выплату пенсий, один из вариантов – увеличить пенсионный возраст. Как известно, им воспользовались многие государства. Еще один возможный способ решения данной проблемы – изменение порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам. В этом — дополнительный источник финансирования на выплату пенсии тем, кто не занят на рынке труда в силу своей нетрудоспособности. Об этом мы говорим как специалисты. Вместе с тем вы видите, как общество болезненно реагирует даже на обсуждение этих вопросов. Посему это чрезвычайно серьезные решения.

«Р»: Лариса Михайловна, какая основная задача пенсионной системы на ближайшие 5 лет?

Л. Яшкова: Одна из основных задач пенсионной системы — поддержка нетрудоспособных граждан. Работа в этом направлении продолжится. Как и прежде, будет поддерживаться реальный уровень пенсионных выплат. Для этого пенсии будут повышаться с учетом роста зарплаты граждан, занятых на рынке труда. Также будут повышаться минимальные трудовые и социальные пенсии, которые привязаны к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Если говорить о завершившейся пятилетке, в области пенсионного обеспечения была поставлена задача по увеличению реального размера пенсии в сравнении с 2005 годом в 1,52 раза. Как известно, даже при сложностях, обусловленных последствиями мирового финансового кризиса, государство это задание выполнило: только в течение 2010 года размер трудовых пенсий вырос на 36,2 процента, а в целом рост реальной пенсии по итогам 2010-го относительно 2005 года оценивается в 1,6 раза.

Вместе с тем общество неуклонно стареет, расходы на выплату пенсий уже превышают 10 процентов ВВП. В таких условиях пенсионные расходы должны быть более эффективными и рациональными.

Заказ на мигрантов должна «сделать» экономика

«Р»: Очевидно, что при таком раскладе республике не обойтись без притока мигрантов. Но как организовать их грамотный, качественный отбор? Алексей Юрьевич, какие задачи ставили перед Департаментом по гражданству и миграции МВД во время реализации первой программы демографической безопасности и как они видоизменились сейчас?

А. Бегун: В первую очередь речь шла о противодействии незаконной миграции, а также привлечении в Беларусь на ПМЖ специалистов, в которых остро нуждалась на тот момент наша республика. Положительное сальдо миграции должно было приблизиться к числу 5000 иностранцев в год. И на эти показатели мы вышли. С 2007-го по 2010 год в страну приехало порядка 35 000 человек. Частично это было связано с упрощением порядка получения гражданства для выходцев из Украины, Казахстана и Кыргызстана, которые имеют хотя бы одного из постоянно проживающих в Беларуси близких родственников. Однако опыт реализации первой программы показал ошибочность позиции, мол, «ничего платить не надо, они сами к нам поедут». Не поедут, или приедут совсем не те, кого ждем. Нынешняя программа впервые предусматривает затраты государства на переезд и адаптацию мигрантов. А это значит, будут выработаны четкие критерии, которые позволят переселенцам получить ощутимую финансовую помощь.

«Р»: Скажите, определены ли уже страны, миграция из которых желательна, а также оптимальное количество мигрантов, которые могут приехать в Беларусь до 2015 года?

А. Бегун: Да, мы уже определились со странами. Это Украина, Россия, Прибалтика, а также страны СНГ с русскоязычным населением. Нежелательны мигранты из всех стран Африки и из большинства стран Юго-Восточной Азии. К точным цифрам нужно подходить очень осторожно и взвешенно. И вот почему. Сегодня мы и без того ощущаем колоссальный приток иностранной рабочей силы в строительство и сельское хозяйство. Этот показатель достигает 10 000 человек в год (причем речь идет о миграции легальной), но даже при этом трудовых ресурсов республике не хватает. Если Беларусь откроется еще больше, эта цифра может значительно вырасти в короткий промежуток времени, но мы с вами говорим о миграции качественной. Именно поэтому нынешняя программа предусматривает выстраивание разумных фильтров и доведение положительного сальдо миграции до 15 000 человек в год (или 45 000 мигрантов к концу 2015 года). В любом случае, более точный заказ должна «сделать» экономика, а не административный ресурс. Так что нынешние показатели, заложенные в программу, можно назвать осторожным прогнозированием.

«Р»: О каких фильтрах идет речь и как практически добиться того, чтобы в Беларусь поехали люди?

А. Бегун: Наиболее желательные для миграции страны мы уже назвали. Оптимальный возраст – трудоспособное население до 40 лет с высшим и средним специальным образованием. Преимущество будет отдаваться врачам, медперсоналу, строителям и работникам сельского хозяйства. Через 3 месяца эти люди смогут получить вид на жительство, через 7 лет постоянного проживания – гражданство. При этом нужно понимать, что даже вид на жительство дает переселенцу практически полный пакет социальных гарантий гражданина. Если говорить о практических шагах, мы тщательно изучили миграционный опыт США по грин-карте, а также стран ЕС и Канады. В частности, на переезд одного человека государство будет выплачивать 1 млн. белорусских рублей, кроме того, положены подъемные после получения вида на жительство в размере до 1000 долларов в зависимости от состава семьи (на 5 лет действия программы на эти нужды закладываются 12 млрд. рублей). Потенциальные мигранты смогут заранее посетить Беларусь, точнее, тот регион, где им будет предоставлена работа, увидеть место проживания и узнать размер заработной платы. Более того, каждый облисполком разработает свою региональную программу по демографии на 2011—2015 годы. Будет издана и специальная памятка переселенца, которая значительно облегчит адаптацию мигрантов на первых порах. Параллельно мы планируем провести широкомасштабную информационную кампанию с помощью МИДа, наших консульств за рубежом, на сайте МВД…

«Р»: Не опасается ли МВД ухудшения криминогенной обстановки в республике в связи с притоком такого количества иностранцев? Не повторим ли мы ошибок России и США?

А. Бегун: Мы тщательно изучили миграционные модели обеих стран и четко видим те проблемы с нелегальной миграцией, которые сложились в этих странах. Повторюсь, миграционные процессы в идеале должны управляться экономикой и быть легальными. Это как соты в улье: если свободно 100, то и заполнить можно ровно 100, а не 1000. Есть четко определенная формула, по которой эти «соты» могут быть заполнены в масштабе отдельно взятой станы: число мигрантов не должно превышать 5 процентов от численности титульной нации (в случае Беларуси это не более 500 000 человек). Что касается роста преступности, то эти риски вызывают у МВД наименьшие опасения. По нашей статистике, все категории иностранцев, проживающие сейчас в Беларуси (а это порядка 180 000 человек) совершают всего 1 процент преступлений. Это очень мало, учитывая, что в отдельных странах ЕС данный показатель достигает 50 процентов.

В ближайшие 5 лет белорусов станет больше

«Р»: Программа дембезопасности, к счастью, не единственный воин в поле данной проблемы. Василий Владимирович, не могли бы вы перечислить основные законодательные акты, направленные на стимулирование рождаемости и на поддержку семьи, принятые в последние годы? Какие законы в этой сфере разрабатываются сейчас и будут приняты в ближайшее время?

В. Лютиков: Государство придает очень большое значение решению данной проблемы. По-моему, на просторах СНГ мы одними из первых приняли закон о демографической безопасности в 2002-м. Он в свою очередь дал толчок к появлению целого ряда нормативно-правовых актов. Основная форма реализации закона — Национальная программа Демографической безопасности, которая разрабатывается на 5 лет. Показательно, что в Концепции национальной безопасности Беларуси, которую Президент страны подписал в ноябре прошлого года, есть много предметных вещей, касающихся демографии. В частности, определены внутренние источники угроз национальной безопасности: неблагоприятная половозрастная структура, уровень рождаемости, не обеспечивающий простое замещение родительских поколений, снижение социальной потребности в детях, высокий уровень младенческой смертности и т.д. Вторая программа, принятая в республике до 2015 года, вселяет оптимизм, что в ближайшие 5 лет белорусов станет больше и экономика страны от этого будет чувствовать себя гораздо лучше.

Только в 2010 году принят целый ряд законов, которые напрямую или косвенно затрагивает обсуждаемую тему. Это и Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», Закон «О донорстве», Закон «О дополнительных государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», закон о лекарственных средствах, Закон «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека и гарантиях прав граждан, имеющих такие заболевания». Будет доработан Закон «Об оказании психиатрической помощи». На подходе проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Беларуси о браке и семье». Из Совета Министров уже поступил на рассмотрение законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении (т.н. методы ЭКО). Буквально через год мы получим на выходе готовый закон. Таким образом, в Беларуси выработан комплексный подход по решению демографической проблемы, есть четкие пункты, закрепленные за конкретными министерствами. Если экономика будет работать стабильно, уверен, все получится, с рождаемостью мы все решим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter