Это мы не проходили

О повышении кругозора

Недавно зашел в библиотеку возле дома и был немало удивлен. У стола, где выдавали книги, стояли одни студенты. Сессия не за горами — вот и приходится много читать, наверстывать упущенное. Прошелся по залам — та же картина. Кругом — учащиеся и лишь местами читали газеты несколько пенсионеров. А почему не видно в библиотеке тех, у кого уже дипломы в кармане? Неужели у всех исчезла тяга к знаниям? Где школьники? Конечно, многие читают книги дома, часами проводят в интернете. Но вот что читают? Какую информацию черпают? И вообще, как люди сейчас повышают свой кругозор?


О библиотечных впечатлениях вспомнил у экрана своего телевизора. В выходной на одном из белорусских телеканалов смотрел интеллектуальное шоу. Интересная передача, но на этот раз мне, зрителю, стало стыдно. Не за себя. За молодого человека лет 30 — юриста по образованию. Он долго «плавал» перед микрофоном. А требовалось ему ответить на совсем несложный, на мой взгляд, вопрос: «У какой страны Великобритания отвоевала Фолклендские острова?»


Впрочем, дело не в сути вопроса, в котором переплелись история с географией. Понимаю, что не каждый может знать на него ответ. И игра — это всего лишь игра. Меня же удивило другое. Ведущий предложил своему оппоненту на выбор сразу три варианта ответа: у Чили, у Аргентины, у Перу. Тут бы и зацепиться за что–то, но знаток лишь почесал затылок. Тогда ведущий уточнил: «А близко ли эти страны находятся друг от друга?» Молодой человек пожал плечами и честно признался, что не знает. Тогда последовал еще один наводящий вопрос: «На каком континенте они расположены?» И снова молчок. Ведущий не унимался: «А где хотя бы находится Аргентина?» Знаток снова развел руками: не знаю... И начал наугад называть страны: у Чили, у Перу... И все невпопад.


Да, видно не учили, как следует, будущего юриста. Ни в школе, ни в вузе. Вряд ли когда–нибудь ему понадобится в работе далекая Чили. Но знать, где хотя бы она находится, на мой взгляд, нужно. Как и Аргентина, и Перу. И любая другая страна. Это говорит об интеллектуальном уровне развития человека. Неважно, какой он профессии.


Я нисколько не сомневаюсь, что вызвавшийся к микрофону знаток — хороший специалист. И он теперь, наверное, найдет на карте Чили, Аргентину и Перу. Даже если не любит футбол и латиноамериканские телесериалы. Но почему его, как и многих других школьников и студентов, этому вовремя не научили?


Всегда вспоминаю свою учительницу географии в сельской школе Тамару Кузьминичну Олешкевич. Прошло уже более 30 лет, а ее уроки мудрости до сих пор в памяти. Нет, мы не учили назубок названия стран, городов, рек, морей, гор, континентов. За ошибки не получали низкие оценки. Просто каждый урок у нас превращался в увлекательное путешествие по всему миру. И так хотелось больше всего узнать! Зато сегодня хоть среди ночи меня разбуди и спроси, например, на каких островах лежит Япония, отвечу с ходу.


Уверен, что у каждого читателя найдутся свои похожие воспоминания. И многие назовут достойных учителей, которые смогли не только заинтересовать своим предметом, но и подтолкнуть к самостоятельным занятиям. Не ради отметки в дневнике или зачетной книжке — для повышения собственного интеллекта. Но как сделать, чтобы стремление к знаниям не прерывалось с получением диплома? Что нужно, чтобы готовый специалист не оставался «узкопрофильным» и далеким от всего остального?


Не готов дать рецепт, но убежден, что если человек со школьных лет знает дорогу в библиотеку, то ему будет намного легче копить знания, оставаться эрудитом, чувствовать себя комфортно в любой компании и никогда не лезть за словом в карман.


Вот написал эти строчки и задумался. Представил себя обычным школьником. Захотелось пойти в детскую библиотеку. Она — в самом центре Гродно, на пешеходной улице Советской. Подошел к двери. По лестнице можно подняться на второй этаж библиотеки.


Но есть большой соблазн войти в соседнюю дверь. На первом этаже этого же здания находится... игровой круглосуточный клуб. Такое удивительное соседство, которое, признаться, нигде не приходилось видеть, здесь уже почти пять лет. Захочет ли ребенок, когда он повзрослеет, взять в руки книгу? Сомневаюсь. Проще сразиться с «одноруким бандитом» на первом этаже — ниже библиотеки...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter