Колыбель таланта и мужества Михаила Савицкого: побывали на малой родине великого художника

«Это был человек удивительной трудоспособности. Глыба!»

Небольшой поселок вблизи Толочина с красивым поэтическим названием. Звенячи. Произносишь — и как будто свежий ручеек врывается в душу, будоража слух журчанием воды. Именно здесь 100 лет назад родился человек, имя которого навечно останется в истории страны и сердцах миллионов людей. Михаил Савицкий — Герой Беларуси, народный художник СССР, выдающийся общественный деятель, живописец и педагог. А главное — патриот земли белорусский. 

Дом на берегу

Сила этой земли и помогла Михаилу Андреевичу уцелеть. Выжить в грозные военные годы вопреки нечеловеческим испытаниям. Смелость, мужество и безграничная любовь к родине — это не красивые слова, а характер, естество героя. 20-летним красноармейцем он защищал Севастополь, где дважды был представлен к ордену Красного Знамени и медали «За отвагу». Потом Михаил попал в плен и прошел через самые страшные испытания. Непокоренный юноша, то и дело пытавшийся бежать из заточения, был узником концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Черный след, оставленный войной в истерзанной душе художника, сегодня мы видим на холстах его картин. На многочисленных полотнах уникальной художественной исповеди практически нет ярких красок, а каждый сантиметр пронизан безмерной болью и страданием людей.

Чтобы поближе познакомиться с малой родиной, взрастившей художника-героя, едем в Звенячи…

Председатель Кохановского сельсовета Николай Барышев: «В этом доме 100 лет назад родился Михаил Савицкий».

 — Вот здесь когда-то и родился Михаил Савицкий, — показывает председатель Кохановского сельсовета Николай Барышев скромный неприметный домик на окраине поселка, у околицы. Невдалеке овраг, где весной, как и раньше, звенит ручеек. Николай Евгеньевич предполагает: судя по высоте склона, когда-то в давние времена тут была большая река. И хотя теперь от Червивки, что впадала в Соколянку и несла свои воды прямо в Днепр, осталось лишь устье, место и сегодня очень живописное. Вне сомнений, в детстве каждое деревце тут знал, все тропинки и дорожки тысячи раз протоптал Миша Савицкий. Купался в реке прямо за огородом, удил рыбу, играл в войну. Думал ли тогда мальчишка-сорванец, что в будущем односельчане, да и вся Беларусь, будут им гордиться? Понимал ли, что вот этот лесной край даст ему такую силу? 

…На улице падает снежок, но уже по-весеннему яркое солнышко балует лучами ветви яблонь в саду. Неподалеку слышится сигнал паровоза. Стучат, все ускоряясь и отдаваясь эхом где-то далеко в лесу, колеса… Николай Барышев прикидывает: до крупной железнодорожной магистрали от дома метров 500. Здесь, на железной дороге, работал, кстати, и отец Михаила Савицкого. А сынишка однозначно вместе со сверстниками тайком упражнялся в ловкости, покоряя высоту во-о-он той уникальной (сейчас таких в Беларуси всего две) Шуховской башни. Необычное гиперболоидное сооружение, с помощью которого в начале прошлого века заправляли локомотивы, отлично сохранилось до сих пор. И даже несколько лет назад по инициативе местных жителей получило статус недвижимой материальной историко-культурной ценности регионального значения. 

Словом, бывший домик Савицких расположен в красивом месте. Кто же теперь здесь живет? Стучимся. Дверь открывает Юрий Ломако. Хозяин рассказывает:

— Этот дом купили мои родители несколько десятилетий назад у родственников Михаила Савицкого. Одна комната в 36 квадратов. Досками избу уже мы обивали... Да, с биографией художника я знаком. Но, к сожалению, никаких раритетов в усадьбе не находил. Если только таковым не считать вот этот погреб, — показывает на крышу, выступающую из земли. — Он тоже с тех пор сохранился, и я им еще пользуюсь…


Слова нового владельца подтверждает и местный житель Леонид Тимашков:

— Дом действительно принадлежал родителям Михаила Савицкого, хотя некоторые пытаются оспорить этот факт. Тут рядом было еще несколько хат Савицких — родственники тогда селились вместе. Говорят, что все они очень любили цветы. Потому и улица, где сейчас, к сожалению, остались немногочисленные жители, которые уже и не помнят первоселов, носит название Цветочная.

Где звенели песни

Леонид Константинович вспоминает свою первую и единственную встречу с живописцем:

— Это было в 1982-м. В местном Доме культуры по случаю 60-летия прославленного земляка организовали праздник, пригласили юбиляра. Народу набилось тьма! Люди приехали из других деревень, и даже из Толочина. Были и минские артисты. Каким показался мне Михаил Андреевич? Очень простым, скромным, душевным, коммуникабельным человеком. Он искренне благодарил толочинцев за добрые слова поздравлений, с удовольствием общался с односельчанами, побывал и у родительского дома. 

Директор Толочинского историко-краеведческого музея Ирина Пикулик : этими кистями работал сам мастер.

В ходе журналистских поисков на малой родине художника нам удалось найти и его двоюродную сестру. Галине Савицкой  чуть за 80, она живет в Орше. 

— Мы долгие годы поддерживали тесные контакты с Надеждой — родной сестрой Михаила, — рассказывает «Р» Галина Павловна. — Уже после того как Миша перевез ее и тетю Аню (маму) в столицу. То Надя ко мне в гости приезжала, то я к ней. И у Миши несколько раз была в минской студии, гостинцы возила. Он обожал все домашнее, деревенское — яблоки, овощи. Домой я к Михаилу в Минске не ходила — на то были свои причины, — интригует собеседница.

Оказывается, в семье художника очень любили собак — в квартире жили около десятка четвероногих питомцев, которых Галина опасалась. В разговоре с двоюродной сестрой художника удалось узнать и эксклюзивную информацию. Оказывается, Михаил Савицкий вместе с женой и сыном был на малой родине и значительно позже, чем принято считать. Он приезжал тихо, неофициально и останавливался в родительском доме Галины Павловны — она там жила летом как дачница.

— Дома трех братьев Савицких, в том числе и наших родителей, когда-то рядом стояли. Дети вместе росли. Вот и под старость, несмотря на большую разницу в возрасте, мы всегда находили с Мишей о чем поговорить, — вспоминает собеседница. — Конечно же, война наложила огромный отпечаток на его характер. Но он до конца был искренним и душевным человеком. Помню, как с печалью смотрел на опустевший дом, где когда-то родился (да-да, он и сейчас стоит!). С улыбкой рассказывал, что в детстве прямо на речке рисовал портрет моей старшей сестры Марии. И утверждал: деревня Звенячи получила такое название потому, что здесь всегда звенели песни… Видно было, что он очень любит этот край, с ностальгией вспоминает беззаботное довоенное детство. Таким он и остался в моей памяти…

Реликвия. Эту телеграмму бывший ученик прислал на юбилей своей родной школы.

Память о Мастере

Буквально в километре от агрогородка — горпоселок Коханово. В местную школу бегал и Миша Савицкий. Старого деревянного здания давно нет (его сожгли в годы войны — там размещалась немецкая комендатура), а на новом красуется табличка: «В 1940 году Кохановскую школу окончил народный художник СССР Савицкий Михаил Андреевич». Получается, что уже через год после школьной скамьи он героически защищал Севастополь, через два — начал свой мучительный путь по концлагерям… 

С биографией легендарного земляка можно ознакомиться в школьном музее. Здесь хранятся многочисленные книги, альбомы, фотографии. И даже телеграмма-поздравление, которую прислал родной школе на 120-летие в 1988-м Михаил Савицкий.

В местной школе искусств подрастают новые таланты. Легендарный живописец — их кумир.

…Кумиром стал Михаил Андреевич и для десятков учеников местной детской школы искусств. Вот и сейчас в уютном классе за мольбертами сидят ребятишки. Сосредоточенно работают кистью, стараясь выбрать нужный тон и уловить игру света… Каждый из них втайне мечтает хоть чуть-чуть приблизиться к уровню великого учителя. Директор школы Марина Воробьева показывает рисунки:

— У нас много талантливых ребят. Наташа Матюшевская, Володя Лейченок — победители областных, республиканских и даже международных конкурсов. Успехи сегодня показывают и ученики, занимающиеся лишь первый год. Так что традиции изобразительного искусства на кохановской земле продолжаются.



Родные места на рисунках юных художников.

Кстати, не только на кохановской — творчество легендарного мастера вдохновляет многих толочинцев. Стены районного историко-краеведческого музея, где хранится немало материалов о Михаиле Савицком (в том числе и его рабочие кисти, подаренные для экспозиции), украшают картины местной талантливой художницы Инны Матвийчук. Восхитительные пейзажи природы, просыпающейся от зимы, очень позитивны. Оказывается, в свое время Инна проходила стажировку в творческих академических мастерских живописи, графики и скульптуры, которые возглавлял Михаил Савицкий. 

Там же три с половиной года учился толочинский скульптор Юрий Поляков. Сегодня он с удовольствием вспоминает моменты общения с именитым земляком:

— Это был человек удивительной трудоспособности. Он мог сутками стоять у мольберта. У него не было выходных, отдавался работе без остатка. Глыба! И этим все сказано. Творчество Савицкого имеет для Беларуси шедевральную историческую ценность. Меня очень впечатлил цикл его картин под названием «Цифры на сердце». А «Эттерсберг — Голгофа ХХ века» — вообще что-то нереальное. Эмоции нельзя описать словами, это нужно видеть в подлиннике… Настоящий психологический роман — малоизвестная серия «Откосил» из четырех полотен. Мысль творца поражает своей глубиной. Здесь, на картинах, непередаваемая острота чувств, переживаний, смысл существования человека, исполненный им до конца долг — и очевидное осознание старости. Все те же коричневые тона. Но… яркое, до боли в глазах, содержание. 

В музее Кохановской школы, где когда-то учился Михаил Савицкий, собрано много материалов о знаменитом земляке.

Юрий Викторович признается: во время стажировки в мастерских было все: дружеские посиделки в компании Михаила Андреевича за чаркой чая и конфликтные ситуации. Но живописец всегда находил нужные слова, чтобы вернуть всех в созидательное русло. Он никогда не помнил зла, ставя творчество превыше всех недомолвок и разногласий. Часто приходил на выручку коллегам.

— Недавно общался со скульптором Валерием Колесинским. Вспоминали время учебы. Он сообщил, что трудится над медалью Савицкого: хочет в память об учителе создать такую награду талантливым продолжателям его дела. И это правильно, — делится секретом Юрий Поляков. 

Скульптор Юрий Поляков: «Годы стажировки в творческой мастерской Академии художеств и общение с Михаилом Савицким — это отдельная вдохновляющая глава моей жизни».

Полностью поддерживает своих единомышленников в данном начинании самодеятельный художник и резчик по дереву Анатолий Пасютин из деревни Словени:

— Как-то на юбилей Савицкого отправляли в Минск делегацию из района, — вспоминает Анатолий Евгеньевич. — В качестве подарка взяли мою работу под названием «Ливень». Деревянная декоративная композиция — на фоне окна колышется яблоневая веточка. Полосы дождя, падающие листья и яблоки, порывы ветра… Это честь для меня — быть таким образом представленным великому земляку. Говорят, ему понравилось… 

А мне хочется добавить: возможно, по душе пришлась даже не столько сама работа, сколько творческий замысел. Ведь судьба знаменитого художника тоже похожа на борьбу несгибаемой, полной жажды жизни веточки вопреки стихии. Веточки, которая смогла выстоять перед самыми страшными бурями военных лет. Выстоять и победить… 

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter