В Беларуси завершились грандиозные гастроли Казанского драмтеатра имени В. И. Качалова

Это больше чем игра

В Минске с большим успехом прошли гастроли Казанского академического русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова, которыми открывались 12 сентября Дни культуры Республики Татарстан в Республике Беларусь. Зрители смогли увидеть такие разные и удивительные спектакли, как «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пыль в глаза», «Скрипач на крыше», «Васса», «Бал воров» и ретроконцерт «Когда зажгутся фонари». Театр побывал в Минске впервые, хотя с Беларусью у Татарстана давние и прочные исторические связи.

Минчане увидели такие разные и удивительные спектакли, как «Ревизор», «Скрипач на крыше», «Васса», «Бал воров»...

Один из старейших театров России открыл в этом году свой 233‑й сезон. Художественный руководитель-директор, народный артист России и Татарстана Александр Славутский не скрывал гордости:

— Мы старейший театр России и Поволжья. И приехали в Беларусь не на 2 — 3 дня, как теперь принято, а на 15 дней. Это много по нынешним временам. За что мы благодарим президента Татарстана Рустама Минниханова, который понимает, что вкладывать деньги в культуру — значит вкладывать деньги в генофонд нации. Сначала всегда нужно воспитать личность, которая после сможет возглавить творческий коллектив — театр, музей, библиотеку.

По словам Александра Яковлевича, в Минск привезли серьезные постановки:

— В театре мы делаем ставку на хорошую драматургию. В финале нашего «Ревизора» зрители, например, всегда вытирают слезы. Почему? Потому что Гоголь не относится к своим героям как к дуракам. Лично я считаю, что «Ревизор», опубликованный в 1836 году и актуальный до сих пор, — это не комедия, а трагедия. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» — огромное полотно, красивый спектакль, который тепло принимали во Франции. «Скрипач на крыше» — американский мюзикл по еврейскому автору, который рассказывает не столько о проблемах еврейского населения, а говорит в целом о национальном достоинстве человека. «Бал воров» Жана Ануя, «Васса» Максима Горького, «Пыль в глаза» Эжена Лабиша — тоже мировая классика.
На гастроли в Минск из Казани приехало пять фур, в каждой из которых 20 тонн декораций, итого — около 100 тонн!
В составе гастрольной казанской команды — около 80 человек. Все минские показы прошли при аншлагах.

— Встречают нас радушно и тепло, у нас ощущение, что мы приехали к друзьям, — рассказал актер и режиссер казанского коллектива народный артист Татарстана Илья Славутский. — Наш репертуар основан на лучших образцах литературы, невозможно поставить хороший и умный спектакль, не опираясь на литературную основу. Эксперимент нам совсем не чужд.

Белорусскому зрителю пришелся по душе масштабный стиль казанских постановок. В них нашлось место всему: тонкой актерской игре, богатой на психологические нюансы, душевным песням и великолепной хореографии. Пронзительная режиссура Александра Славутского поразила белорусов в самое сердце. Актерская игра лидеров труппы, таких как Илья Славутский, Елена Ряшина, Михаил Галицкий, продолжает великие традиции русской психологической школы. Кстати, «Ревизор», премьера которого в постановке Александра Славутского состоялась в июне 2022 года, за пределы Казани выехал впервые.

По словам Александра Славутского, год назад он побывал в Минске со своей помощницей Дилярой Хусаиновой и виделся с автором бессмертной народной комедии «Белые Росы» драматургом Алексеем Дударевым:

— Встречались где-то год назад, хотя с творчеством Алексея Ануфриевича я познакомился намного раньше, ставил спектакль «Рядовые» в Забайкальском драматическом театре в Чите и «Свалка» в Ростове-на-Дону, так что между нами эта творческая связь существовала. Мы встретились последний раз в Минске в театре им. Янки Купалы, долго с ним беседовали, думали о каких-то совместных делах... Увы, не сложилось, царствие ему небесное, но думаю, теперь мы посмотрим спектакль, который к нам привезут в октябре, а потом, надеюсь, что-то придумаем еще.

Спектакль театра им. Янки Купалы «Павлинка» ждут в Казани на Третьем Качаловском театральном фестивале. «Павлинка» — визитная карточка театра, поставил ее режиссер Лев Литвинов, который с 1950 года работал главным режиссером в Качаловском театре в Казани.

— Это довольно мистический момент, — считает исполнительный директор, помощник художественного руководителя театра по литературной части Диляра Хусаинова. — Спектакль Льва Литвинова будет показан на сцене, на которой он работал последние годы своей жизни. Мы обязательно обратим на это внимание на нашем фестивале. «Павлинка» — лишь начало, думаю, в будущем мы сможем обсудить возможность больших гастролей Купаловского театра в Казани.

К слову, единственный в России музей классика белорусской литературы Янки Купалы находится в Татарстане — в селе Печищи недалеко от Казани.

На минских гастролях качаловцы поздравили с 75‑летним юбилеем главного художника театра, заслуженного деятеля искусств России, народного художника Татарстана, лауреата Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая Александра Патракова. Белорусский зритель по достоинству оценил его подробные и масштабные декорации, всегда точно передающие дух времени и литературного первоисточника.

Творческие связи Минска и Казани продолжают крепнуть. Следующий логичный шаг сотрудничества — совместная постановка... Почему бы и нет?

К СЛОВУ

Выдающийся артист русского театра первой половины ХХ века Василий Иванович Качалов, в честь которого и назван драматический театр, — это белорус Василий Иванович Шверубович, уроженец Виленщины, сын белорусского православного священника.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter