Этикет писателя и издателя

Век читающий прошел... Но, говорят, что настал век пишущий!

Век читающий прошел... Но, говорят, что настал век пишущий! Количество литераторов самого разного пошиба увеличилось неимоверно в сравнении с прошедшими эпохами. Причем изрядную долю от них составляют интернетовские писатели, авторы блогов, завсегдатаи литературных форумов и сайтов фанфикшена... Чтобы разместить свой текст в интернете, не нужно никаких дополнительных усилий в виде похода в редакцию, правки рукописи, ожидания публикации... Закинул шедевр в сеть — и жди, когда придет слава...


Правда, эта легкость, а также огромная вероятность, что твой текст попросту утонет в море других, делают особо страстным желание издаться в традиционном виде. Текст, увековеченный на странице, взятый в переплет, — это солидно, с собственной книгой можно претендовать на вступление в писательский союз, на внимание критиков... На гонорары, в конце концов!


Но если с размещением в интернете текстов все понятно, то ходить по издательствам и редакциям люди разучились. Вот очень типичное письмо:


«Скажите, я написала книгу, как оформить рукопись, по каким стандартам? В интернете нашла только стандарты для научно–методических книг, а как оформлять остальные книги? И куда ее можно занести для редактирования? Возможно ли, чтобы редакция купила книгу? Как защитить авторские права в этом случае?

Юлька Прудникова».


В странах, где есть литературные агенты, таких вопросов просто не возникает. Там такой агент все тебе объяснит и сам вместо тебя по всем редакциям и издательствам пройдет, контракты подготовит — правда, не задаром. У нас подобной агентуры не существует. Возможно, и потому, что заработать на отечественной книге — это из области утопии. Впрочем, нужно сразу определяться со своей художественной задачей и творческими возможностями. Если начинающий литератор претендует на то, чтобы экспериментировать со словами и смыслами, продолжать дело Купалы, Короткевича и Быкова и в перспективе войти в интеллектуальную литературную элиту, нужно быть готовым к мизерным тиражам, символическим гонорарам, а поначалу — к жестким требованиям профессиональных редакторов. Это все равно, что прорываться на сцену оперного театра. Поют все, но каждый ли способен вытянуть партию Аиды? Кстати, попав в эту элиту, нужно быть готовым к внутренним жестким играм — здесь нет скидок, зато много взаимной критики, часто пристрастной.


Если вы собираетесь работать на массового читателя, развлекать его детективами, женскими романами и фэнтези, а заодно стать популярным, как Донцова, Устинова и Акунин, вы попадете в другую среду с другими законами. Туда, где книга — товар. Эта среда завязана прежде всего на российском рынке — именно оттуда к нам завозится массовая литература. Издатель, желающий получить как можно больше прибыли, скорее всего, не станет издавать никому не известного автора. Возможно, поначалу вам даже придется поработать «литературным негром» — писать за известный брэнд, то есть за тех самых писателей, кого вы считаете образцами для подражания. Собственно говоря, популярная литература существует по тем же правилам, что и шоу–бизнес. Как здесь пробиться, сделать имя — я этого вам подсказать не могу.


Главный совет: прежде чем идти в издательство, обратитесь в литературные журналы, где–нибудь напечатайтесь. Понятно, что если у вас есть деньги на издание книги, — проблем нет. Платите — и изданы будете. Хоть в обложке с золотым тиснением. Но выбирайте издательства, где вам могут предложить услуги серьезного редактора, который не побоится «уязвить» клиента правкой — и правдой. Издавать шикарную с виду книгу с многочисленными ошибками и недочетами в тексте — все равно, что выходить на люди в дорогом, но запачканном и измятом костюме.


Если же вы хотите издаться не за свой счет, а еще и гонорар получить, тут уж требования возрастают. В государственных издательствах книг издается ограниченное количество, в основном — социально значимая литература, средства на них выделяются не просто так, а после обсуждения и утверждения... С автором заключают контракт. Правда, в нынешнее нелегкое для госиздательств время иногда деньги на гонорар появляются только тогда, когда расходится какая–то часть тиража. И если вашу книгу никто не покупает — в убытке все...


Как же должна выглядеть рукопись, чтобы ее не вернули вам с порога? Конечно, поэты и писатели испокон веков в припадке вдохновения записывали свои тексты на том, что под руку попадется: на салфетках, упаковках от сигарет, на манжетах... Поэт Петро Битель в сибирских лагерях переводил на белорусский язык поэму Мицкевича «Пан Тадеуш», используя в качестве бумаги мешки от цемента, а в качестве чернил — зеленку... Культовый писатель поколения битников Джек Керуак принес свой роман «В дороге» в издательство свернутым в огромный рулон — страницы были склеены скотчем.


Конечно, стихотворение начинающего поэта в редакции молодежного журнала могут прочитать и на листочке, исписанном от руки. Многие издательства в мире сегодня принимают рукописи и по электронной почте. В таких случаях, как правило, «новобранцы» отправляют первые несколько глав и ждут ответа... Но лучше предоставить и распечатку. Кстати, и электронный вариант следует подготовить так, чтобы его сразу можно было выводить. Понятно, что должны быть указаны название произведения, имя автора, его адрес, номера контактных телефонов. В последние годы просят сразу указывать и паспортные данные — а вдруг дело дойдет до гонорара и авторских прав? Раньше требовалось целых четыре экземпляра рукописи. В эпоху принтеров это уже не актуально. Но не забудьте положить рукопись в папку — и желательно картонную. Почему? Чтобы ее можно было подписать. Не отправляйте по почте единственный экземпляр рукописи. Не нумеруйте первую страницу, но вообще нумеровать страницы обязательно — вдруг лист потеряется. Каждая глава — с нового листа, стихотворение — отдельно на странице, на случай, если редактор будет что–то отбрасывать или переставлять. В конце — содержание. И не нужно стараться произвести впечатление, переплетая рукопись даже в самый шикарный переплет: листы должны свободно извлекаться. И, конечно, не поленитесь исправить ошибки.


Слово — профессионалам


Алесь Бадак, заместитель директора холдинга «Лiтаратура i мастацтва»:


— По сравнению с советскими временами сегодня отношение к авторам и их рукописям стало более демократичным. Раньше существовало плановое книгоиздание, на несколько лет вперед было известно, какие книги выйдут. Тогда и требования к рукописям были строгими: определенный шрифт, интервал, отступы справа и слева... Сегодня такого нет, как нет и твердых планов: если автор принесет интересную рукопись, оформленную не так, как хотелось бы, мы готовы сами ее набрать. Кроме бумажной, просим предоставить электронную версию. Обычно редактору дается месяц на то, чтобы дать ответ автору. С авторскими правами у нас тоже все по закону: контракт, гонорары... И еще, мы предпочитаем, чтобы книга прошла прежде апробацию в журнальном варианте. Конечно, с крупными формами сложнее. Но если стихи, рассказы написаны на профессиональном уровне, они должны уже где–то засветиться.


Виктор Шнип, главный редактор издательства «Мастацкая лiтаратура»:


— Записывать свои стихотворения мне доводилось даже на руке. Накатывало вдохновение, а бумаги под рукой не было... Как редактору рукописей тоже довелось повидать разных. Например, один автор нарезал исписанные листочки на фрагменты и наклеил на страницы, сопроводив зачеркиваниями и стрелочками: «Тут читать... Тут не читать...» Бывает, пишут разноцветными чернилами — чтобы поэффектнее. У нас рукописи принимаются в электронном виде. Текст должен быть выведен на бумаге формата А4, желательно шрифтом times new roman, 14–м кеглем, с одинарным интервалом. Кроме данных об авторе, к рукописи прилагается аннотация. В ней характеризуется содержание текста и указывается, какой возрастной группе читателей он адресован. Нужно и заявление на имя директора с просьбой внести рукопись в издательский план. Предупреждаю сразу: очередь на издание может растянуться на годы. Что касается авторских прав, то на каждой книге, изданной у нас, стоит соответствующий значок. Это значит, что с автором заключен контракт и его права охраняет закон.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter