Краковские батлейки: необычные рождественские вертепы выставлены в Национальном историческом музее

Эти волшебные батлейки

Необычные разноцветные и блестящие, напоминающие сказочные дворцы краковские батлейки на время зимних праздников прописались в Национальном историческом музее. Переносные вертепы–вифлеемки — неотъемлемая часть празднования Рождества, но именно в Кракове родилась ремесленная традиция настолько необычная, что ее сочли достойной внесения в Список нематериального наследия ЮНЕСКО.


Яркие, с фантазией разукрашенные стилизованные макеты костелов Кракова, наполненные фигурками колядников, ангелов и прочих привычных обитателей и персонажей рождественских вертепов, настраивают на самый праздничный лад. В батлейках, созданных недавно, зажигаются огоньки, а фигурки движутся с помощью все более современных механизмов. Иногда и музыкальное сопровождение можно услышать — известные колядные песни или популярные краковские мелодии.

Куратор выставки Михал Щерба, представляющий Исторический музей города Кракова, говорит, что традиция, зародившаяся еще в XVIII веке, едва не была утеряна после Первой мировой войны:

— И тогда в 1937 году Ежи Добжицкий, который был первым директором нашего музея, впервые провел конкурс вертепов. Вторая мировая война снова на несколько лет прервала конкурсы, они возобновились в 1945 году и с тех пор проходят ежегодно, в этом году, например, был 75–й по счету. В Кракове к основным персонажам принято добавлять собственные — из польской истории или легенд: национальных героев, королей, фигурки Трубача и пана Твардовского или же Лайконика (это популярный персонаж местного фольклора, связанный с нашествиями татар на Краков в 1241 и 1257 годах) — человека в костюме татарского всадника. Мастерство передается в семьях из поколения в поколение.

— Это сколько конфет надо было съесть — и отнять у детишек фольгу и золотинки, чтобы украсить такую батлейку! — шутит координатор проектов Польского института в Минске Алексей Матюшонок.

На самом деле к батлейкам предъявляются серьезные технические требования. Соответственно и материалы для изготовления берутся более солидные и современные: дерево, станиоль, самоклеящиеся пленки, уплотненный картон, все больше тяга к механизации, а уж электрическая подсветка цветных витражных окон — элемент практически обязательный. Причем процесс это трудоемкий: вертеп к декабрьскому конкурсу обычно начинают готовить уже в апреле. Алексей Матюшонок:

— Мы давно мечтали привезти краковские батлейки в Беларусь. Это первая подобная выставка в Минске. Транспортировка таких хрупких предметов — дело хлопотное. 10 экспонатов были тщательно запакованы в ящики, и ехали мы из Польши очень медленно.


Батлейки — лишь первая ласточка в деле международного сотрудничества с краковскими музейщиками, убежден директор Национального исторического музея Олег Рыжков:

— Исторический музей Кракова — это еще и целый ряд очень ценных филиалов с огромными коллекциями, и я думаю, что у нас в дальнейшем большие перспективы. Благодаря Польскому институту в Минске наконец–то состоялась эта выставка вертепов, причем даже немного неожиданно для нас — очень оперативно, от момента принятия решения до открытия прошло всего два месяца. Считаю, что для Нового года это одна из самых ярких выставок, которая могла бы быть.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter