Эти «глухари» не должны «токовать»…

На  вопросы  корреспондента  «Р»  отвечает  заместитель  Генерального  прокурора  Беларуси  Виктор Конон

На  вопросы  корреспондента  «Р»  отвечает  заместитель  Генерального  прокурора  Беларуси  Виктор  КОНОН 

— Виктор Александрович, во все времена проблемы повышения качества следствия и раскрываемости преступлений были предметом постоянной головной боли следователей и прокуроров. В советские и постсоветские времена шли поиски новых организационных форм, как то объединение сил под вывеской следственного комитета, других формирований.  Россия пару лет назад приняла решение об образовании при Генеральной прокуратуре Cледственного комитета. Генеральная прокуратура Беларуси не намерена предпринять такой же шаг? 

— Действительно, идея образования Cледственного комитета ненова. Она обсуждается и в стенах нашей Генеральной прокуратуры. Но в одночасье  подобные нововведения не осуществляются. Мало найти средства, надо еще законодательные коррективы внести немалые. Ведь уголовно-процессуальным законом четко прописано, кто какие дела расследует, за что отвечает… 

— Какие средства и возможности использует Генеральная прокуратура в настоящее время для решения этой заглавной проблемы? 

— Генеральной прокуратурой  постоянно принимаются конкретные меры, направленные на повышение качества и эффективности следствия и раскрываемости преступлений. 

На состоявшейся 19 июля коллегии Генеральной прокуратуры на заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Минска, Белорусского транспортного и Белорусского военного прокуроров, а также прокуроров районов, районов в городах, городов и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров возложена персональная ответственность за соблюдение сроков расследования уголовных дел и пресечение фактов волокиты, организацию работы по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, обоснованность возбуждения уголовных дел и обеспечение законности при расследовании злодеяний. Кроме того, обращено внимание всех прокурорских работников на неукоснительное соблюдение требований статьи 190 УПК, устанавливающей сроки проведения предварительного следствия. 

Министру внутренних дел, председателю Комитета государственной безопасности, председателю Комитета государственного контроля, прокурорам областей, города Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам Генеральным прокурором недавно направлены письма, в которых акцентировано внимание на недопустимость продления сроков предварительного следствия свыше установленного уголовно-процессуальным законом. Руководителям всех правоохранительных органов поручено проанализировать эффективность следствия по ряду уголовных дел, в том числе представляющих особую значимость для общества и государства. 

В целях совершенствования надзора за исполнением законов органами предварительного расследования, повышения его эффективности и качества Генеральным прокурором 8 августа издан соответствующий приказ. 

— Прерогативой исключительно следователей прокуратуры является расследование таких особо тяжких преступлений, как убийства. Как идут дела на этом фронте? Сколько таких злодеяний совершается? Как они выявляются? Какое противодействие налажено организованным преступным синдикатам? 

— Начну с ответа на заключительную часть вопроса. Работа по противодействию организованным формам преступности в последнее время ведется весьма активно. Правоохранительными органами окончено расследование по 527 (для сравнения: за аналогичный период прошлого года таковых было лишь 120) преступлениям, совершенным организованными группами, из которых 488 (год назад — 112) – особо тяжкие и тяжкие. Изобличено 290 лиц, причастных к организованной преступности. Ими совершено 37 преступлений, связанных с торговлей людьми, 10 – с похищением людей, 166 – с мошенничеством и вымогательством, 154 – с кражами.  

По-прежнему актуальной является проблема совершения преступлений против личности. Уголовная статистика показала, что каждое третье регистрируемое преступление в первой половине этого года совершено  в общественных местах. Их количество достигло 27,4 тысячи. В сельской местности совершено 22,8 тысячи преступлений. Это 28,4 процента от всех зарегистрированных в республике. Вместе с тем уровень преступности в сельской местности составил на 1 июля текущего года 86,4 в расчете на 10 тысяч населения. Для сравнения: среди городского населения этот показатель равен 81,4. 

— Из сказанного вами вытекает, что результаты борьбы с преступностью предопределяются на местах, и в первую очередь в сельских районах страны… 

— Совершенно верно. Генеральным прокурором Беларуси по поручению главы государства поставлена задача обеспечить анализ состояния преступности, ее динамики и качественных изменений в каждом районе, городе, регионе. На  основе этого анализа совместно с другими правоохранительными органами, местными органами исполнительной власти и общественными объединениями необходимо выработать согласованные меры по противодействию преступным проявлениям и правонарушениям. 

Такая работа уже начала проводиться и дает эффект. Не случайно преступность в стране в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 9,7 процента. Снижение отмечается во всех регионах и на транспорте. 

Наметились определенные положительные тенденции по сокращению количества краж (14,4 %), в том числе из квартир (13,3 %). Кражи составили 54 процента от всех зарегистрированных преступлений, или 43,5 тысячи. Каждая вторая кража совершается лицами, ранее судимыми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, неработающими. Около 15 процентов от числа зарегистрированных составляют кражи мобильных телефонов. Начинания, предпринятые во втором квартале текущего года по инициативе Генеральной прокуратуры,  позволили снизить количество краж мобильных телефонов ровно на четверть. 

— Как обстоит дело с раскрываемостью преступлений? Многие ли из них остаются «глухарями»? 

— Из 80 439  зарегистрированных преступлений в первом полугодии не раскрыто 40 683, практически  каждое второе. 

Если говорить о проблеме раскрываемости преступлений, следует отметить, что ее важнейшим элементом является надлежащее проведение оперативно-разыскных мероприятий по установлению лиц, совершивших преступления. Как показывает анализ уголовных дел о нераскрытых преступлениях, оперативно-разыскные мероприятия зачастую проводятся бессистемно, без учета выдвинутых версий и конкретных обстоятельств совершенного преступления. По многим уголовным делам не организовано должное взаимодействие оперативных служб со следствием. К сожалению, в некоторых случаях оперативная работа ведется устаревшими методами, в то время как «мастерство» преступников неуклонно растет и повышается. Мы не только сознаем это, но и намерены сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию. 

Справедливости ради надо заметить, что подразделения уголовного розыска, действующие в органах внутренних дел, уже добились определенных подвижек в своей работе. Такие факты приводились недавно на заседании круглого стола, посвященного путям повышения качества следствия и раскрываемости преступлений. 

Так, повышенный общественный резонанс вызывают умышленные убийства, в том числе и замаскированные под безвестное исчезновение граждан. Раскрытие преступлений в случаях, когда труп не обнаружен, всегда вызывает повышенную сложность. За семь месяцев этого года возбуждено 14 уголовных дел по убийствам, замаскированным под исчезновение граждан без вести. Остались нераскрытыми только пять. Но и эти «глухари», рассчитываем вместе с сотрудниками МВД, в ближайшее время перестанут «токовать». 

Основания для такого утверждения дает опыт, накопленный при раскрытии такого рода убийств. Положительный опыт накоплен и в раскрытии преступлений прошлых лет. Как показывает практика, при возвращении к приостановленным уголовным делам даже по прошествии ряда лет с учетом новых возможностей и обстоятельств специалистам нередко удается раскрыть самые запутанные и сложные злодеяния. Создание при МВД специального практического подразделения позволило добиться серьезных подвижек в раскрытии преступлений прошлых лет. Не зря к опыту, накопленному в этом направлении в Беларуси, проявляют серьезный интерес правоохранители, работающие как на постсоветском пространстве, так и из дальнего зарубежья. 

Необходимо и дальше совершенствовать механизм взаимодействия органов прокуратуры и внутренних дел для повышения качества раскрытия и расследования особо тяжких и тяжких преступлений против личности, шире использовать возможности взаимодействия с общественностью, СМИ и другими структурами при расследовании преступлений данной категории. 

На снимке: Виктор КОНОН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter