Этапом из Парижа

В апреле 1999 года наша Прокуратура обратилась в министерство юстиции Польши с просьбой о выдаче скрывавшегося на ее территории от правосудия гражданина Беларуси Вадима Чернышева.
В апреле 1999 года наша Прокуратура обратилась в министерство юстиции Польши с просьбой о выдаче скрывавшегося на ее территории от правосудия гражданина Беларуси Вадима Чернышева. Он обвинялся в хищении денежных средств путем мошенничества в особо крупных размерах. Являясь учредителем и руководителем ООО "Белсэкай", Чернышев привлек более 3 миллиардов (!) рублей 132 граждан якобы под строительство трех домов в Минске, но вместе с деньгами скрылся в Польше. В сентябре 1999 года минюстом Польши было принято решение о выдаче Беларуси ее гражданина. А через год Чернышев по приговору суда Московского района столицы был осужден к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Выдачей лиц для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение государства доказывают, что не только преступность не знает границ. Чтобы сделать наказание неотвратимым, объединяют усилия и правоохранительные органы разных стран. Сегодня в рамках СНГ вопросы выдачи преступников между государствами решаются в соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. Согласно конвенции, лица, обвиняемые в совершении преступлений, могут быть выданы по запросу страны, если в запрашиваемой стране данное противоправное деяние также является уголовно наказуемым и за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком не менее одного года. В связи с этим, например, имеет место казус в отношениях России и Беларуси. У нас за уклонение от уплаты алиментов предусмотрена уголовная ответственность, а в России - административная. То есть фактически Россия имеет право отказать нам в выдаче злостных неплательщиков алиментов. Что касается иных видов преступлений, то уровню взаимодействия правоохранительных органов России и Беларуси могли бы позавидовать другие страны. Судите сами. 31 января прошлого года Генеральная прокуратура России обратилась в Прокуратуру Беларуси с просьбой о выдаче гражданина России Куделко, обвиняемого в совершении разбойного нападения и скрывшегося на территории нашей страны. Уже через неделю, 7 февраля, белорусской стороной было принято решение о выдаче Куделко России. В результате он был осужден там к лишению свободы на 7,5 года.

А вот пример обратного взаимодействия двух стран. В ноябре 1999 года Прокуратура Беларуси обратилась к своим российским коллегам с просьбой о выдаче гражданина Беларуси Богданова, обвиняемого в совершении разбоя и умышленном убийстве. Эти преступления были совершены Богдановым в 1997 году в Осиповичах. Два года он скрывался в России, но в конце концов был задержан в Москве. Уже через 2 недели после запроса белорусской стороны было принято решение о выдаче Богданова Беларуси. По приговору Могилевского областного суда преступник осужден к 13,5 года лишения свободы с конфискацией имущества.

Еще одной целью обращений о выдаче лиц может быть необходимость исполнения приговора. Например, белорусским судом вынесен заочный приговор в отношении гражданина, а затем его задерживают в другой стране. Естественно, следует запрос о его выдаче, а значит, исполнении приговора. Кроме того, в случае побега гражданина из мест лишения свободы, если он скрывается в другом государстве, также следует запрос о его выдаче. Но при этом деяния преступника должны быть уголовно наказуемыми в обеих странах, а срок лишения свободы - не менее 6 месяцев.

Между тем предусматривает конвенция и условия отказа в выдаче. Например, если к моменту запроса обвиняемый являлся или стал гражданином запрашиваемой стороны. Не выдаст страна гражданина и в том случае, если он совершил преступление на ее территории и еще не отбыл наказание за него. Отказано в выдаче будет также, если в отношении гражданина уже вынесен приговор в запрашиваемой стране и если на момент поступления запроса истек срок давности привлечения к ответственности за совершенные преступления.

Вопросы выдачи регулируются и межгосударственными договорами. При отсутствии таких договоров может работать принцип взаимности. То есть две страны в рамках поддержания добрых отношений могут по взаимной договоренности обменяться гражданами - преступниками, задержанными на своей территории.

Сегодня, кроме стран Содружества, Беларусь может смело рассчитывать на выдачу своих граждан, преступивших закон, а также граждан третьих стран, совершивших у нас преступления, из Польши, Литвы, Латвии, Китая, с которыми наша страна имеет договоры о правовой помощи. Кроме того, Беларусь, как подписавшая ряд конвенций в рамках ООН по борьбе с преступностью, вправе рассчитывать на взаимность при выдаче лиц с любой страной - членом ООН. Как сообщил корреспонденту "СБ" начальник международно-правового отдела Прокуратуры Беларуси Олег Шаблыко, в 1999 году в Беларусь с просьбой о выдаче иностранных граждан, совершивших преступления в своих странах и скрывшихся в Беларуси, поступило 115 обращений. Белорусская сторона направила в разные страны 164 запроса о выдаче лиц, совершивших преступления. Мы удовлетворили 74 запроса и в 5 случаях отказали. Нам удовлетворили 108 и отказали в 34 случаях. Данные цифры носят не абсолютный характер, так как случается отсрочка в удовлетворении запросов. Например, гражданин уже отбывает наказание в нашей стране, и мы соответственно отвечаем: "Ждите, отсидит - выдадим".

В 2000 году наша страна обратилась с просьбой о выдаче 137 граждан республики. Из этих запросов удовлетворено 93, отказано в 13 случаях. К нам обращались о выдаче 120 граждан иных стран, удовлетворен белорусской стороной 71 запрос, отказано в 14 случаях.

Подавляющее большинство примеров о взаимной выдаче преступников касается, по словам Олега Шаблыко, наших отношений с Россией, Украиной, Польшей и Литвой. Но есть факты взаимной выдачи преступников и с некоторыми другими странами СНГ, Германией, США.

Кстати, очень важным фактором при выдаче является своевременность подачи документов. Согласно Минской конвенции, запрашивающая сторона должна представить документы о выдаче не позднее чем через 40 дней после задержания лица в запрашиваемой стране. Как рассказал Олег Шаблыко, при нарушении этого срока, "если лицо разыскивалось в иностранном государстве за нетяжкое преступление, белорусские власти могут выдворить его за пределы республики, ибо после истечения 40 дней и неполучения документов держать человека под стражей незаконно. Если же лицо разыскивалось за совершение тяжкого преступления, во избежание возможных рецидивов с его стороны уже на белорусской территории оно выдворяется за пределы Беларуси под конвоем".

О технических деталях передачи преступника из одной страны в другую компетентные органы распространяться не любят. Но кое-какие детали узнать удалось. Есть разные способы. Стороны могут договориться, и в указанный СИЗО прибудет конвой из другой страны за своим соотечественником. Как правило, выбираются изоляторы поближе к границе двух стран. Бывает, передача происходит на самой границе. С одной стороны - автозак, с другой - автозак. "Сдал - принял". Бывает, что в страну, где содержится преступник, прибывает спецконвой на самолете. И на родину нарушителя закона увозят "с комфортом".

Наиболее детально правовой и технический механизм выдачи лиц нашей страной будет закреплен, по словам Олега Шаблыко, в специальном законе, разработка которого сейчас ведется в Национальном центре законопроектной деятельности при Президенте Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter