Этап прямых продаж уже пройден

Белорусские производители выходят на казахстанский рынок

Белорусские производители выходят на казахстанский рынок с интересными предложениями

Контакты на высшем уровне между главами государств, непрерывный диалог руководителей правительств Беларуси и Казахстана открывают ныне новые возможности для развития научно-технического сотрудничества между странами в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза. Как показывает опыт работы ряда белорусских предприятий на казахстанской земле, мало попасть на обширный рынок этой страны с активно развивающейся многоотраслевой экономикой, главное — занять здесь свою нишу. Специфику и условия работы на казахстанском рынке с корреспондентом «Р» обсуждают руководитель представительства холдинга «Амкодор» в этой стране Леонид МЕЛЬНИКОВ и Временный поверенный в делах Беларуси в Казахстане Олег МОРОЗОВ.

Леонид МЕЛЬНИКОВ:

— В поисках рынков сбыта и деловых партнеров мы пришли на казахстанский рынок несколько лет назад и активно стали налаживать контакты. Я бы сказал, что здесь нелегко застолбить свою нишу, тем не менее объемы продаж амкодоровской техники увеличились в несколько раз, хотя это и не удовлетворяет наших запросов. Казахстанский рынок объемный, и сюда можно поставлять много техники как коммунальной, так и дорожно-строительной, продуктивно работать, несмотря на соседство основных конкурентов — китайских производителей.

Они занимают львиную долю местного рынка, в то время как доля нашего участия — не более 10 процентов.

Специфика рынка в том, что он заинтересован в глубокой кооперации, прежде всего в организации сборочных производств. Перспективы реальные — мы находим поддержку местных органов власти, которые заинтересованы в стимулировании бизнеса, привлечении инвестиций, нам готовы оказывать любое содействие. Линейка техники, которую мы можем сюда поставить, разнообразная — от фронтальных погрузчиков до зерносушильных комплексов, необходимых Казахстану как крупнейшему мировому производителю зерна. Коммунальная техника здесь также найдет потребителя с учетом активного развития инфраструктуры городов. Примечательно и то, что наша техника присутствует в наиболее развитых регионах — наибольший удельный вес приходится на Алматинскую, Акмолинскую области и Прикаспийский регион. Наши машины универсальны, в частности, коммунальные способны выполнять строительные функции за счет замены навесного оборудования.

Эти преимущества следует использовать эффективно, развивать товаропроводящие сети, удовлетворять требования партнеров, те, что диктует мировой рынок, прежде всего высокое качество техники и сервисное облуживание.

Олег МОРОЗОВ:

— Мы исходим из того, что этап прямых продаж белорусской техники в Казахстан уже пройден и необходимо создавать совмест­ные предприятия, которые будут изготавливать комплекс машин на базе современных технологий. Совместная работа предполагает их передачу казахстанским коллегам, локализацию производства и перспективу вывода продукции на рынки третьих стран.

— Ощутима ли здесь конкуренция со стороны России и Китая?

— Она высока, но есть сегменты, в которых мы сильнее. К примеру, по тракторам мы контролируем до 60 процентов казахстанского рынка.

Мы своевременно создали в Семипалатинске сборочное производство, проводили агрессивную маркетинговую политику — предлагали широкую линейку тракторов, модели, адаптированные для казахстанских условий земледелия. Сборочное производство комбайнов создано в Костанае на мощностях «Агромашхолдинга», здесь мы занимаем около 40 процентов рынка, ежегодно собираем около 550 комбайнов с маркой «Гомсельмаш». Однако не все так просто. Есть проблемы с расчетами и дебиторской задолженностью.

— В чем же причина? Этот важный вопрос затрагивался на пресс-конференции с Чрезвычайным и Полномочным Послом Казахстана в Беларуси Ергали Булегеновым?

— Здесь в свое время провели реформу, землю передали в част­ные руки, преимущественно небольшие хозяйства, которые не могут себе позволить купить технику за собственные средства. Они вынуждены обращаться к кредитам, займам в рамках госпрограмм, где могут рассчитывать на поддержку. Возник вопрос отсрочки платежей: забрав технику, фермер не платит живыми деньгами, которые могут быть возвращены белорусскому предприятию. Представьте: продав урожай, он должен компенсировать свои затраты и только потом готов выплатить кредитные обязательства. После этого партнер, непосредственно реализующий технику, может рассчитаться с нашим предприятием за машинокомплекты. Отсюда и формируется задолженность. Мы этот вопрос держим на контроле, ныне создается СП, что позволит совершенствовать управление процессом, исключить формирование задолженности и ее рост.

Что касается автомобильной техники, и прежде всего производства ОАО «МАЗ», то дела обстоят несколько хуже: здесь основные наши конкуренты — Россия и Китай. Россия давно создала СП в Уральске по сборке грузовых КамАЗов, которые широко здесь представлены в строительной отрасли. Мы работаем по автобусной линейке, а также на базе шасси МАЗа создаем коммунальную технику, в частности, поливочные и уборочные машины. На казахстанской территории присутствуют 6 дилеров нашего автогиганта, перспектива развития налицо.

В Караганде создано совместное предприятие по производству БелАЗов, долго решался вопрос их сертификации, но в нынешнем году благодаря договоренностям премьер-министров процесс сдвинулся — 40-тонники, собранные в СП, уже сертифицированы. Мы можем торговать этой техникой, но конъюнктура рынка пока складывается не лучшим образом: у местной горно-добывающей отрасли и металлургии есть серьезные проблемы по объемам производства и по наличию рынков сбыта.

Мы активно работаем над созданием индустриально-технологического парка белорусской сельхоз- и коммунальной техники в Кокшетау Акмолинской области. Предполагалось, что 5 белорусских предприятий будут участвовать в его создании, но мы рассматриваем данные проблемы в комплексе. К реализации проекта обязательно подключатся ученые Казахстанского агротехнического университета имени Сейфулина. На базе этого вуза, а также Белорусского аграрно-технического университета будет создан центр, что позволит повысить квалификацию местных специалистов.

— Вызвал ли интерес у казахстанской стороны наш опыт по строительству агрогородков?

— Это направление и в целом политика регионального развития вызывает немалый интерес, в Казахстане принята программа «Агробизнес-2020». Это стратегический документ с индикативными показателями, на которые отрасль должна выйти к 2020 году. В нем затрагиваются вопросы не только строительства агрогородков, но и повышения энергоэффективности отрасли, где у белорусов накоплен немалый опыт.

Казахстан уже применяет наши наработки в строительной сфере, работаем над созданием СП стройматериалов, с прицелом на участие в Международной выставке «Экспо-2017», которая пройдет в Астане. Ныне объявлен конкурс по определению идеи и генерального подрядчика, концепции проекта, соответствующие предложения по дипломатическим каналам мы направили в правительство Казахстана.

Я убежден, что здесь мы можем сделать белорусский объект, который станет визитной карточкой наших технологий и знаний, опыта системных решений, которые возможно распространять на другие регионы.

Мы исходим из оптимистичных сценариев — сделаны лишь первые шаги, направленные на либерализацию взаимной торговли, выравнивание условий, но основные зримые преимущества мы ощутим с выходом на более высокий виток интеграции, когда заработают документы в рамках реальной экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter