Как работает пищевая промышленность Беларуси: интервью с председателем концерна «Белгоспищепром»

Эталон хорошего вкуса

Вопросы продовольственной безопасности всегда в центре внимания Главы государства. Александр Лукашенко регулярно обращает внимание, что в сложившихся условиях во всем мире растут цены на продукты питания. Поэтому одна из основных задач — обеспечить население страны качественным продовольствием по доступной цене. С этим справляемся успешно, потому ежегодно наращиваем поставки на внешние рынки. Активно осваивается производство импортозамещающей продукции. Каких успехов достигли в этом направлении, а также о работе в нынешних условиях рассказал председатель концерна «Белгоспищепром» Олег Жидков.

СКАЗАНО

«Наши предприятия работают, товары идут на новые рынки, несмотря на все санкции. Продовольственную безопасность обеспечили в полной мере, вырастив лучший урожай зерновых за последнее пятилетие. В мире население прирастает, голод охватывает все больше и больше стран. Поэтому продовольствие, без которого никто жить не может, будет главным направлением развития экономики в любой стране».

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года


sb.by

Работа на результат

— Олег Николаевич, как сегодня работают предприятия концерна? Насколько они загружены? 

— Организации, входящие в состав концерна «Белгоспищепром», работают в штатном режиме в соответствии с запланированными бизнес-планами. Для нас IV квартал ежегодно проходит в напряженном темпе, ведь практически ни один праздничный стол не обходится без продукции наших предприятий. Сахарными комбинатами ведется переработка сахарной свеклы и создается запас на год вперед. Кондитерские предприятия активно готовятся к новогодней кампании, как и все предприятия концерна. 
Олег Жидков.

— На днях, как известно, вы вместе с руководителем МАРТ подписали график поставки сахара на 2024 год. Достаточно ли в этом году заготовлено сахарной свеклы для внутреннего потребления?

— В этом году мы планируем заготовить и переработать сахарной свеклы на 10 процентов больше, около 4,95 миллиона тонн. Сложились благоприятные условия для выращивания сахарной свеклы, что повлияло на ее урожайность. Кроме того, организации сахарной отрасли ежегодно в целях обеспечения своевременного проведения весенне-полевых работ для свеклосеющих хозяйств приобретают семена сахарной свеклы, минеральные удобрения, средства защиты растений. 

В 2023 году мы проавансировали более 50 процентов от стоимости будущего урожая. На сегодня переработано около 3 миллионов тонн сахарной свеклы и произведено 365 тысяч тонн сахара, что составляет 95 процентов от потребности внутреннего рынка. Процесс переработки планируем завершить до конца года.

Для реализации сахара на экспорт будет сформирован запас в объеме 200 тысяч тонн, который реализуется в период с ноября 2023 года по сентябрь 2024-го. 

— Раз мы заговорили о внешних поставках, расскажите: какие страны сегодня входят в топ-5 основных торговых партнеров концерна? Удалось ли за последнее время расширить географию экспорта белорусской продукции?
— Предприятия концерна активно занимаются диверсификацией рынков сбыта, поэтому география поставок достаточно разнообразна — более 40 стран.
Во многом благодаря этому удалось практически безболезненно перенести потерю рынка Украины, который еще в 2021 году был вторым по значимости после России. Широту наших внешнеэкономических связей подчеркивает и текущая пятерка основных рынков: Россия, Европейский союз, Норвегия, Китай, Таджикистан. Продукция предприятий концерна реализуется и в таких отдаленных от нас странах, как Вьетнам, Новая Зеландия, Мексика. Изучаем африканский континент — в этом году осуществлены поставки сахара в Гану, Буркина-Фасо, солода — в Экваториальную Гвинею, растительного масла — в Гвинею-Бисау.

Маршрут перестроен

— А как решается вопрос с логистикой?

— Действительно, вопросы логистики — немаловажный фактор, влияющий на возможность и экономическую эффективность экспорта. Основными видами транспорта, который используют предприятия концерна «Белгоспищепром», являются автомобильный, железнодорожный и морской. В Российскую Федерацию, страны СНГ и дальнего зарубежья товары поставляются посредством автомобильного транспорта. 

Наибольший удельный вес в экспортных потоках приходится на железнодорожный транспорт. Так предприятия концерна доставляют клиентам больше 50 процентов от общего экспортного портфеля. Активно используют указанный вид транспорта организации сахарной, масложировой, пивоваренной и солевой отраслей. 

При поставках товаров в Китайскую Народную Республику предприятия концерна используют как автомобильный, так и железнодорожный транспорт. В настоящее время совместно с Белорусской железной дорогой прорабатывается вопрос по оптимизации маршрутов и сроков поставки товаров китайским потребителям. 


Транспортировка соли и масла осуществляется в основном посредством железной дороги. Сахар и солод поставляем покупателям смешанными видами транспорта, включая морские перевозки. Например, так поставляются продукты питания в страны Африки. 

Экспортные направления, которые не связаны с морским транспортом (например, страны Центральной Азии), показывают значительный рост. Европейское направление по-прежнему сохраняет свой потенциал, несмотря на зачастую недружественные меры отдельных стран, в том числе в части логистических ограничений. В таких случаях мы задействуем возможности портов Российской Федерации в Санкт-Петербурге и Новороссийске.

— В последнее время значительно активизировалось участие белорусских компаний в различных международных продовольственных выставках. Насколько они результативны? 

— После объективного прекращения участия в международных выставках в период коронавирусной инфекции в 2020—2021 годах концерн действительно значительно активизировался в данном направлении. Необходимо отметить, что участие в специализированных продовольственных выставках и ярмарках является одной из действенных мер по продвижению отечественной продукции и позволяет познакомить зарубежных потребителей с новинками белорусской пищевой промышленности, получить отклик. Только в этом году предприятия концерна приняли участие в выставках в России, Армении, Азербайджане, Китае, Казахстане, Узбекистане. Впереди Вьетнам и Грузия. Отдельно можно выделить проведение ярмарок в Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Конечно, участие в подобных мероприятиях влечет определенные затраты и, следовательно, должно быть результативным и эффективным. Для этого проводится активная предварительная работа, которая часто находит отражение в заключенных контрактах непосредственно на выставках.


Ставим на свое

— Как идет освоение импортозамещающей продукции? Какие примеры из последних новинок можете привести?
— За девять месяцев концерн «Белгоспищепром» произвел импортозамещающей продукции на 425 миллионов долларов.
Все эти товары уже легли на полки белорусских магазинов. 

Основная часть в производстве такой продукции легла на наши кондитерские предприятия и предприятия консервной отрасли, в частности те, которые занимаются выпуском плодоовощных консервов, в том числе для детей раннего возраста и школьного питания. 

— В этом году по поручению Президента начат выпуск конфет из сухого молока по китайскому рецепту. Насколько востребован этот продукт?

— Если мы сейчас говорим о таблетированных молочных конфетах, то, изучив этот вопрос, обнаружили, что технологического оборудования для выпуска таблетированных конфет на кондитерских фабриках нет. Договорились с коллегами из РУП «Белмедпрепараты» о возможности произвести пробные образцы. Для них это тоже был новый опыт, они ведь не сталкивались с технологией производства кондитерской продукции. Наши технологи кондитерских предприятий совместно с учеными НПЦ по продовольствию и специалистами «Белмедпрепаратов» произвели восемь экспериментальных образцов таблетированных конфет из сухого молока. В общей сложности от идеи до создания продукта прошло около трех недель.

В обновление мощностей предприятий концерна «Белгоспищепром» в текущем году запланировано вложить 200 млн рублей.

В процессе эксперимента были опробованы различные виды сырья: обезжиренное, цельное сухое молоко, сухая молочная сыворотка, различные виды углеводов (глюкоза, лактоза, мальтодекстрин). Кроме этого, в некоторые виды молочных конфет добавляли порошок моркови, черной смородины, яблока, аскорбиновую кислоту.

Предприятие «Коммунарка» планирует в 2023—2025 годах реализовать инвестиционный проект «Организация производства кондитерских изделий» и приобрести две производственные линии — по выпуску прессованных конфет из сухого молока и по производству продукции на основе сухого молока с крупными добавками.


В настоящее время специалисты ведут переговоры с китайскими производителями оборудования, прорабатывают возможные варианты планировки технологического оборудования и различные технические решения.

Кроме того, «Коммунарка» уже выпустила драже молочное «Детские истории» со вкусом банана. Продукт фасуется в пакеты по 50 граммов, в одном пакете содержится один стакан молока: содержание сухого молока достигает почти 40 процентов от веса конфеты. 

В скором времени планируем даже начать поставку комбинатам школьного питания. За сентябрь — октябрь 2023 года произведено более 700 килограммов молочного драже.

Залог успеха 

— Следующий год, как известно, планируется провозгласить Годом качества. Какая работа проводится на предприятиях концерна по повышению качества выпускаемой продукции и внедрению передовых технических требований?

— Качество и безопасность пищевой продукции, производимой подведомственными предприятиями концерна, являются приоритетными аспектами деятельности концерна. Одно из важнейших условий обеспечения выпуска безопасной пищевой продукции стабильного качества — наличие на предприятии системы управления качеством. Внедрение систем управления качеством по международным стандартам ИСО 9000, ИСО 22000 и НАССР позволяет предупредить выпуск несоответствующей продукции, обеспечивает ее качество и конкурентоспособность. К настоящему времени в организациях концерна внедрены и сертифицированы 32 системы менеджмента качества (СМК) и системы эффективного менеджмента, имеющие специальную направленность.

Концерном разрабатываются и исполняются периодические отраслевые программы качества и повышения конкурентоспособности.

К слову, восемь предприятий концерна получили сертификаты на соответствие требованиям стандарта организации по стандартизации Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива «Пищевые продукты Халяль. Общие требования», а семь получают сертификаты «Кошерность» Союза ортодоксальных еврейских конгрегаций на производство партии продукции.

Концерн принимает участие в заседаниях комиссии по рассмотрению комплектов документов предприятий республики, претендующих на получение права маркировки пищевой продукции знаком «Натуральный продукт».

Готовая продукция проходит лабораторный контроль в соответствии с программами производственного контроля, утвержденными в установленном порядке. Результаты испытаний фиксируются в производственных журналах и оформляются протоколами испытаний. При получении удовлетворительных результатов испытаний на каждую партию сырья и готовой продукции выписывается удостоверение о качестве и безопасности с отметкой о соответствии продукции действующим нормативно-правовым актам.

Для разработки и внедрения новых и инновационных видов конкурентоспособной продукции и технологий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, концерном формируется отраслевая научно-техническая программа «Пищевые технологии», в которую входят НИОК(Т)Р с финансированием в том числе из инновационного фонда концерна «Белгоспищепром». 


Соответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) своевременно подтверждается декларациями в соответствии с правом ЕАЭС.

Признание высокого качества продукции предприятий концерна подтверждается как покупательским спросом внутри республики и странах экспорта, так и регулярными победами в конкурсе на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь», в отраслевых (республиканских и международных) и региональных конкурсах в области качества.

Сладость в радость 

— В преддверии новогодних праздников традиционно активизируется работа на кондитерских предприятиях страны. Сколько подарков планируется изготовить и реализовать в нынешнем году? Будут ли какие-то особенные наборы?

— Близится Новый год (2024-й — год Зеленого Деревянного Дракона), а это значит, что скоро наступит время волшебства и подарков. Кондитерские предприятия концерна предлагают широкий ассортимент новогодних сладких подарков, готовых погрузить в зимнюю сказку как детей, так и взрослых. Каждый год ассортимент подарков обновляется, нашим производителям сладкой продукции есть чем удивить потребителя. 

Сам процесс комплектации подарков ответственный и трудоемкий. Комплектация новогодних подарков осуществляется вручную, поэтому начинается с сентября и длится до конца декабря. На этот период предприятия набирают дополнительный персонал в фасовочные цеха (320—340 человек).


Основной принцип комплектации новогодних подарков — разнообразие с точки зрения наполнения (шоколад, шоколадные конфеты, ирис, карамель и обязательно новые виды кондитерских изделий) и ценового диапазона. 

В текущую новогоднюю программу запланирован выпуск более 2400 тысяч штук новогодних подарков. В 2016 году, например, объем выпуска новогодних подарков составлял 1600 тысяч штук, то есть увеличился на 800 тысяч штук.

Ежегодно новогодние подарки фасуют в упаковку различных форм и размеров, более 80 наименований, весом от 300 граммов до 4,5 килограмма. Ассортимент подарков весьма разнообразен, на любой вкус и кошелек.


В первую очередь новогодними подарками будет насыщен под полную потребность внутренний рынок республики, на который планируется поставить более 2,2 миллиона штук баулов. 

Помимо разнообразных картонных упаковок новогодних подарков, в этом году будет использована упаковка с анимацией 3D, тематическая мягкая игрушка — символ 2024 года (Дракон), большое разнообразие новогодних подарков в жестяных коробках, в текстильных мешках. Отличительная особенность новогодних подарков от предыдущих лет — новые формы и конструкции, новые вложения в подарки: раскраски, игры. 




sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter