Худрук Купаловского театра Ольга Нефедова сыграла главную роль в премьерном спектакле Donna sola

Эта женщина в окне

В репертуаре Купаловского появилась пьеса нобелевского лауреата

На Камерной сцене Национального академического театра имени Я. Купалы прошла премьера моноспектакля Donna sola («Женщина одна») по пьесе лауреата Нобелевской премии Дарио Фо и его супруги и соавтора Франки Раме в постановке режиссера Венедикта Расстриженкова.

 
Когда в 1977 году шведская академия присудила драматургу и режиссеру Дарио Фо Нобелевскую премию по литературе, среди прочих формулировок, объясняющих выбор, было следование традициям средневековых шутов, возвращение писателем достоинства угнетенным. Шутовское начало есть и в этой пьесе. Главная героиня — крайне эмоциональная и импульсивная Мария — совсем не стратег и не интриганка. Она большой инфантильный ребенок, отказывающийся взрослеть и не способный просчитать последствия своих поступков. Типичная домохозяйка поначалу кажется совсем не отчаянной. Но постепенно отчаяние прорастает. Мария коротает время за гладильной доской и другими домашними заботами, ухаживает за травмированным и любвеобильным деверем, лежащим за стенкой, вспоминает свои прежние влюбленности и романтические встречи.

Постепенно мы узнаем, что жизнь Марии — не сахар. Она несчастлива в браке. Эгоистичный муж, которого мы так не увидим, запер ее в квартире на ключ. Единственная собеседница Марии — соседка. Именно ей от тоски и одиночества она рассказывает историю своей жизни. А покрасоваться всегда можно и перед эротоманом, подглядывающим за аппетитными формами Марии из соседнего дома.

Главную роль в этом трагифарсе о любви, поисках себя и непонимании сыграла заслуженная артистка Беларуси художественный руководитель Купаловского театра Ольга Нефедова. В заявленной теме взаимоотношений полов актриса, что называется, собаку съела еще со времен ночных эфиров на одной из популярных минских радио­станций. Если сидя на спектакле закрыть глаза, возникает иллюзия, что это тот самый далекий ночной эфир. В монологе героини немало фривольных слов, но все они произносятся изящно и легко, в том числе и слово «оргазм».

В спектакле есть еще один персонаж — Автор — в исполнении Владимира Роговцова. Он, как демиург, восседает сверху на небольшом балкончике, набрасывает ремарки на вентилятор действия и следит за происходящим. Кажется, что он должен прийти на выручку Марии в критический момент, но этого не происходит. Автор Роговцова выходит из своей башни из слоновой кости только на поклоны.


Вообще, заметно, что режиссера Расстриженкова больше занимала техническая сторона спектакля, чем проработка характера героини. Все эти многочисленные шторки, кнопочки, к которым подложена избыточная шумовая палитра. Музыка тоже бьет наотмашь: тут царствуют два композитора — французский композитор периода романтизма Жорж Бизе, а также наш земляк и современник Алексей Ереньков. В спектакле присутствуют еще два мима, не добавляющих ему глубины. Нефедова делает роль сама, из своих внутренних страхов и надежд, из всего пережитого за последнее время. В какие-то особо сентиментальные моменты видна перекличка с давнишним купаловским спектаклем «Муж для паэтэсы» по пьесе Елены Поповой.
Эта фривольная история вполне могла произойти и в минской Чижовке, и в центе Рима 
По ходу действия мне вспомнилась песенка на стихи Булата Окуджавы: «Эта женщина в окне в платье розового цвета уверяет, что в разлуке невозможно жить без слез». Перед нами не чистый трагифарс. Есть моменты незамутненной лирики, сатиры, гротеска и черного юмора. Мария в финале избавляется от надоевших ей мужчин и берет в руки ружье. В краткий театральный вечер вместилась женская судьба, не сказать, что совсем несчастливая. Мария не знала большого горя, она сыта и обута. Так что в советское время премьеру вполне бы числили по ведомству «их нравы».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter