Эта девушка запрыгнет далеко

Крылья... Ноги... Главное — хвост! Анастасия Мирончик–Иванова теперь об этом знает точно...

Крылья... Ноги... Главное — хвост! Анастасия Мирончик–Иванова теперь об этом знает точно. Именно он — ее хвост — в одно мгновение сделал Настю знаменитой на весь мир.


«Это часть тела или нет?» — спрашивает она, глядя в глаза. А что я могу ей на это ответить, ведь у меня нет хвоста! Это надо было у судей спрашивать, которые на чемпионате мира в южнокорейском Дэгу лишили Мирончик–Иванову законной медали. Они посчитали, что Настя, выполняя свой самый удачный прыжок, чиркнула волосами по песку, и замеряли ее результат по этому, только им заметному, росчерку. После чего быстро заровняли яму, скрыв все следы. Потом эти фото обошли все мировые издания, заголовки на первых полосах кричали, что у белоруски украли медаль, но нам от этого не легче.


Она стала четвертой, уступив «бронзу» в последней попытке. Но сегодня той своей неудаче совсем не расстраивается, справедливо замечая, что грядут Олимпийские игры и вот там–то будет прекрасная возможность расставить всех по местам. Я слушаю ее и удивляюсь: откуда в этой миниатюрной и скромной девчушке столько уверенности в своих силах и здоровой спортивной наглости, которой так не хватает «типичным белорусам»? Как там пел «Чай–Ф»? «В ее глазах — сила небес, в ее плейере не умер Кобейн, ее ладонь зажата в кулак...» Ну и так далее. Да, кажется, это про нее.


Настя Мирончик из Слуцка. И я не могу удержаться, чтобы не совершить этот страшный для журналиста грех банальности и не назвать ее Анастасией Слуцкой. Слуцк — город с богатой историей. В том числе и спортивной. Именно отсюда родом наши гандбольные олимпийские чемпионы — Юрий Шевцов и Михаил Якимович. И вот теперь новое имя — Мирончик–Иванова. Девушка с большими амбициями.


Впервые в финал мирового первенства она классифицировалась в 2009 году в Берлине. Страшно представить, но до этого в прыжках в длину наших представителей в секторе чемпионатов мира не было аж 20 лет! Теперь с этим покончено. Не боюсь ошибиться, утверждая, что Анастасия Мирончик–Иванова пришла надолго.


— В Берлине я была зеленой, чувствовала себя некомфортно. А в Дэгу приехала зрелой спортсменкой, вышла на бой и могла завоевать медаль.


«Не боюсь», «не мандражирую», «не смотрю на авторитеты» — это слова из ее лексикона. У меня складывается впечатление, что ее нервы сплетены из железных канатов. Андрей Михневич — уж вот где глыба, а и тот рассказывал мне, что по молодости, чтобы унять дрожь, выпивал на сон грядущий перед соревнованиями граммов 200 коньяку. А тут — гляди ты!


— Я просто ложусь отдыхать или совершаю прогулки с тренером.


Нормально, да? При этом она отнюдь не мечтательница, а скорее — циник. В хорошем смысле этого слова. Прагматик строгих правил. Про результат на Олимпиаде она говорит очень расплывчато: «Как получится», но при этом открыто озвучивает свою главную цель: «Мне нужна медаль».


Приставка к ее фамилии — Иванова, это, как вы уже, наверное, догадались, от мужа. Сергей — чемпион страны в тройном прыжке, и вместе они уже 5 лет (из них три — в статусе мужа и жены). С высоты своей позиции (а его рост, между прочим, в районе двух метров, так что видно хорошо) Сергей считает, что Настя готова прыгать далеко. А медаль?


— Это как бог даст, — говорит он. — Она прыгнет, а судьи пусть меряют.


Уж они померяют... Впрочем, снаряд дважды в одну воронку не попадает, и я думаю — это даже хорошо, что подобный казус случился за год до Олимпиады. Во–первых, сделал Насте имя, во–вторых, разозлил ее, в–третьих, происшествие заставит судей относиться к ней немножко по–другому. Бережнее что ли. А на Олимпиаде важна любая деталь.


Что интересно, Настя не испытывает перед Играми священного трепета и тем меня тоже немало удивляет.


— Олимпиада, — философски замечает она, — это почти чемпионат мира. Только немного праздничнее.


Под «праздничнее» она подразумевает олимпийский огонь. Вот и все различие. Мне кажется, что с такой психологической подготовкой можно смело идти в разведку. Интересно, что по этому поводу думают ее основные конкурентки?


Основная — это, конечно, американка Бритни Риз. Плюс традиционно сильные в этом виде россиянки.


— Татьяна Лебедева — мой кумир, — заявляет она.


Знает, на кого равняться: Татьяна — олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира. Причем как в прыжках в длину, так и в тройном прыжке. Настя тоже готова попробовать себя и на втором поприще, но график Игр составлен таким образом, что первым в расписании стоит — тройной, а буквально следом за ним — чистые прыжки. При таком раскладе времени на восстановление может не хватить и потому основной упор придется делать на коронный вид. Может, оно и к лучшему.


Прыжки, будь то в длину, тройным или в высоту, на мой взгляд, самый грациозный вид легкой атлетики. Не девушки здесь — лани. Хотя у Насти рост не шибко большой — 171 см, но она по этому поводу не комплексует.


— У Лебедевой вообще 165, и что? Хотя соперницы в основном повыше. Дарья Клишина, например...


Клишина — это новая российская «суперстар». Чемпионка Европы в помещении 2011 года, чемпионка мира среди спортсменов до 17 лет, чемпионка Европы среди юниоров, чемпионка Европы среди молодежи. Обладательница юниорского рекорда России с результатом 7,05 м — это третий результат среди юниоров за всю историю прыжков в длину, уступающий лишь великой Хайке Дрекслер, улетавшей в 1983 году на 7.14! И еще одна деталь: Клишина была признана «самой сексуальной спортсменкой России». А Настя что, хуже? Вот о чем я вам и говорил.


Кубики на животе — это эстетическая мечта. Об этом мечтают и мужчины, и женщины, причем мечтают в обоих направлениях: женщины мечтают, чтобы они были у их мужчины, а мужчины — чтобы у женщины. Но суровая правда жизни, как правило, трансформирует эту мечту со свойственным ей цинизмом — из кубиков в один сплошной куб. Но не в Настином случае.


— Кубики пресса на животе я считаю своей «фишкой». И всегда подкачиваю пресс перед соревнованиями. Это красиво.


Если кто готов спорить — пожалуйста, я — не стал. О характере этой девушки говорит много фактов. Я расскажу вам один. В детстве она бегала на лыжах. И вот бежит она, а впереди девочка. Катит медленнее, а лыжню не уступает. Это стало ее большой ошибкой. Настя ее просто выбросила с трассы. «Подвинула», — улыбается она.


— Когда мы познакомились, у нее было очень много поклонников, пришлось самому поднимать трубку Настиного телефона и отшивать всех ребят, — почему–то Сергей решил дополнить портрет своей жены именно этим штрихом.


— Да, это так, — соглашается Настя.


Из Слуцка она приехала в Минск в 14 лет.


— Метро — это ужас, — смеется Настя, вспоминая свои первые впечатления от большого города. — Не туда села, не сюда приехала. Катастрофа! Не могла представить, как я буду здесь жить! Собралась домой. Навсегда.


Об этом очень красочно вспоминает ее мама.


«Проходит первая неделя пребывания Насти в минском РУОР. Она звонит и говорит: «Мама, можно я домой приеду?» Приезжает, встречаю ее на остановке. Открывается дверь автобуса, выходит Настя со всеми вещами и плачет: «Больше туда не вернусь!»


Мать переубедила.


— А так я очень хотела быть врачом, — рисует Настя свое возможное будущее, если бы не мама.


Но тут не только мама, тут еще и папа в стороне не остался. Данные у Насти уже в школе были ого–го: на лыжах каталась, на брусьях занималась, бегала, подтягивалась 26 раз! Физруки слуцкой средней школы номер 13 (запомните эту цифру, она важна!) глаз на такой алмаз, конечно, положили. Тем более что одним из этих физруков и был Настин папа. Начинала со спринта, но потом сосредоточилась на прыжках.


— Нравится полет, — говорит она, чисто по–женски объясняя этот свой выбор.


Если ты прыгун, то ноги должны быть крепкие, как у кузнечика. А это — тренировки. Настя говорит, что занимается по шесть часов в день. Да как!


— Колеса от машины тягаю. На улице, где в основном тренируюсь и зимой, и летом. Мне на пояс цепляют трос, на нем — колесо, и я тяну. А внутри колеса — кирпичи. Это чтобы скорость разбега развить. Есть ведь спортсмены скоростные, есть силовые. Я — скоростная, беру разбегом.


У нее проблемы с приземлением. Не все, говорит, здесь гладко, и именно в исправлении этого крена видит широкий плацдарм для улучшения своих результатов. Планирует прибавить до полуметра (а это — прыжок за семь метров) и готовится всех удивить. Кстати, на недавнем Кубке Беларуси в Могилеве она выиграла, прыгнув на 6,82 — это второй результат сезона в мире.


Она живет с широко раскрытыми глазами. И говорит, что это — ее вторая жизнь.


— Мне было два годика, когда лопнул аппендикс. Врачи спасали мне жизнь. Я даже помню фамилию доктора — Руммо — и не устаю мысленно говорить ему спасибо. Сейчас, кстати, его дело продолжает сын, но уже в Минске.


Был и еще один случай, который мог в корне изменить судьбу Насти. Когда ей было три месяца, врач поставил диагноз: не сформированы ядра в коленных суставах. И вновь обратимся здесь к маминым воспоминаниям.


«Доктор, — спрашиваю, — а что это значит?» Врач пояснил, что, может, ребенок будет плохо ходить, а может, вообще не будет. Хотелось бы сейчас этому доктору показать, как далеко она прыгает!»


Мама специально ее пеленала, выхаживала, и вот — полюбуйтесь на результат. Ребенок, которому прогнозировали, что он не сможет ходить, прыгает под 7 метров! Нельзя отчаиваться, нужно верить.


— Верить и действовать, — поправляет меня Настя.


Ее любимое число — 13. Вы же помните, в какой школе она училась? Но это еще не все. Она родилась 13 апреля, 13 сентября у них с Сергеем была свадьба, в 13 лет она одержала свою первую победу на соревнованиях, которые проходили 13–го числа, и на груди у нее был 13–й номер! Настя шутит, что хорошо бы в Олимпийской деревне заселиться в комнату номер 13.


Сегодня наша олимпийская надежда снимает с мужем квартиру в Малиновке и ни на что не жалуется. Тем более что БФСО «Динамо» свое слово держит и вскоре семья должна справить новоселье. Они строят планы на жизнь и заглядывают гораздо дальше лондонской Олимпиады. В этих планах, к примеру, свой ресторан в Минске.


— Люблю готовить и командовать, — очерчивает круг интересов Настя, конкретизируя свои кулинарные «фишки». — Кальмары фаршированные, курочка фаршированная и котлеты разные.


Но это в будущем, а пока у них главный приоритет — Олимпиада. И деньги сегодня — не самоцель, хотя Настя уверена, что легкая атлетика может приносить хороший доход и прибедняться здесь не стоит.


— На квартиру, на машину хорошую заработать можно. Даже с обстановкой. И на дачку. Для этого, правда, нужно выигрывать на коммерческих стартах. «Бриллиантовая лига», например, вполне соответствует своему названию — гонорары там очень хорошие. Те, кто постоянно на верхушке, — обеспеченные люди.


Ну и, конечно, портрет Анастасии Мирончик–Ивановой был бы неполным без ее тренеров. К Олимпу ее ведут Юрий Моисеевич, а помогает ему в этом Валерий Бунин. Серебряный призер Олимпиады в Сеуле Игорь Лапшин — это его воспитанник. Как и Елена Белевская, результат которой (7.39) входит в число 10 лучших мировых результатов среди женщин и является рекордом Беларуси.


Настя мечтает этот рекорд обновить и верит, что у нее получится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter