В минском индустриально-педагогическом колледже будут учить по экспериментальной программе

Есть заказ на рабочий класс

Еще недавно бытовал стереотип: после школы дорога — только в вуз! Но последние годы учреждения профессионально–технического и среднего специального образования с успехом доказывают: есть реальная альтернатива найти свое место в жизни. Сегодня таких учебных заведений в общей сложности у нас 248. И планы приема в них тоже весьма ощутимые: в нынешнем году на профессионально–техническое образование — почти 30 тысяч человек, на среднее специальное — около 39.300 (заполнены уже более 97% мест). Эта картина — очередное подтверждение аксиомы: рабочие профессии даже в век автоматизации и информатизации не ушли на второй план, наоборот, требования к знаниям и умениям здесь только повышаются. Корреспонденты «СБ» узнали, как адаптируются к реалиям рынка труда новые учебные программы и даже мастерские и лаборатории для практических занятий на примере филиала «Индустриально–педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионального образования».


В новом учебном году в колледже подготовка по специальности «Промышленное и гражданское строительство» начнется по экспериментальной программе. Ее разработка началась еще в 2016–м, и поступившие вчерашние школьники — в колледж зачисляют после 11–го класса — первыми испробуют цикл обучения, который должен сделать из них востребованных специалистов на весьма конкурентном рынке строительных вакансий. И все это за 2 года и 10 месяцев. Заместитель директора по учебной работе филиала «Индустриально–педагогический колледж» Дмитрий Шантор раскрывает и другие интересные детали экспериментальной программы:

— Сегодня работодателю нужны специалисты, владеющие определенными профессиональными компетенциями, причем они должны быть сформированы в учреждении образования. Идет ориентация на практическую подготовку, отвечающую современным требованиям: специалист должен не только владеть современными строительными технологиями, но и иметь навыки работы с программным обеспечением, а также коммуникативные и управленческие. Содержание обучения разрабатывалось во взаимодействии с занятыми в сфере строительства организациями, и мы учитывали их реальные требования и пожелания, предъявляемые к специалисту. Например, на строительном объекте сегодня используются специализированные программы для учета (карандаш и блокнот уходят в прошлое), и работник должен знать их, а не осваивать на месте. Современный специалист также должен обладать коммуникативными навыками для руководства бригадой, планировать и самостоятельно решать профессиональные задачи.

Дмитрий Шантор уверен: в этой мастерской учащиеся на практике познакомятся с современными образцами санитарно-технического оборудования.

Да, ребятам предстоит осваивать и такие дисциплины, как «Автоматизированные системы управления в строительстве», «Управление строительным производством», «Предпринимательство в строительстве». Чтобы одновременно разбираться в профессиональных компьютерных программах, быть готовыми к руководству или даже работе на себя благодаря изучению азов предпринимательства. Заметно выбивается из шаблонного представления об образовании по специальности строительного профиля и «Психология и этика деловых отношений». А где серьезная теоретическая подготовка, там и углубленная практическая, в экспериментальной программе еще и практико–ориентированная. Соотношение в пользу работы руками заложено весомое — 60% от всего учебного времени. Причем ремесло учащиеся постигают как в самом колледже в оборудованных кабинетах и мастерских, так и на производственной практике.

Несмотря на относительно небольшие сроки обучения, по новой программе ребята, прежде чем станут руководителями среднего звена, успеют освоить фактически несколько смежных рабочих профессий. В первый год изучают общую технологию отделочных работ и закрепляют теорию уже на производственной практике, где по желанию выбирают из двух направлений и подтверждают знания как штукатуры 4–го разряда либо как облицовщики–плиточники 3–го разряда. А уже на второй год постигают ремесло каменщика и получают высокий 5–й разряд. Здесь, конечно, не обойтись без хорошей материальной базы. Вот и мастерские для практического обучения в колледже не посвященному в нюансы учебного процесса удивительным образом напоминают и обыкновенную стройплощадку, и творческую мастерскую художника. С одной стороны, обилие кирпича и конструкций из него, с другой — множество выложенных из плитки картин, тонких работ со штукатуркой. С недавних пор, кстати, тут начали обучать технике нанесения изящной венецианской штукатурки, которая сейчас ценится весьма дорого. Знакомство учащихся с последними технологиями в сфере строительства уже дело привычное, обращает внимание директор филиала «Индустриально–педагогический колледж» Владимир Бутевич:

Мастер производственного обучения по отделочным работам Татьяна Гловацкая показывает пример изящной работы со штукатуркой.

— Мы всегда ставили целью постоянно обновлять материально–техническую базу. И помимо того, что совершенствуем ее в рамках государственной программы развития профессионального и среднего специального образования, привлекаем средства наших социальных партнеров — ведущих компаний на рынке строительных материалов и технологий. Таким образом модернизируются учебные кабинеты, мастерские. Например, в лаборатории сварочного производства учащиеся имеют уникальную возможность отрабатывать навыки не на учебном, а на промышленном оборудовании. Партнеры принимают участие в разработке различных методических пособий, проводят семинары как для учащихся, так и для мастеров производственного обучения колледжа. Так что наши выпускники имеют навыки работы с самыми современными технологиями и материалами, что расширяет их возможности для конкуренции на рынке труда.

Кстати

В мастерской колледжа для практических работ с санитарно–техническим оборудованием будет не только чему научиться, но даже просто расширить свой кругозор. О полах с подогревом слышали все, а вот о том, что существуют еще и стены с подогревом? Мало того, стена еще может и охлаждаться — и учащиеся узнают, как монтировать столь сложную систему.

akostyukevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter