Есть вопрос

Куда уходят кадры?
То, что интеллектуальный потенциал нации внушительный, доказывают победы наших молодых дарований на самых престижных международных олимпиадах и конкурсах. К примеру, на недавно прошедшей в Болгарии олимпиаде по математике наши ребята с легкостью обошли сверстников из Оксфорда, Принстона и Бонна. Сразу начинаешь думать: не зря у нас вскоре появится Парк высоких технологий. Но, к сожалению, есть проблема. Далеко не все выпускники отечественных вузов желают работать по специальности. Почему это происходит, мы и решили выяснить, задав читателям вопрос: куда уходят кадры?

Ядвига Григорович, ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств:

— 87 працэнтаў нашых маладых спецыялiстаў едуць на месцы размеркавання. Але гэта зусiм не значыць, што яны будуць працаваць там. Як правiла, установы, куды мы накiроўваем сваiх выпускнiкоў, не гатовы забяспечыць iм мiнiмальныя сацыяльныя стандарты для iснавання. Напрыклад, да гэтай пары малады мастак не мае права на жыллё, на танную закупку ежы ў калгасе, нiякiх праў на надбаўкi да зарплаты. У вынiку, прамучыўшыся паўгода, малады чалавек едзе ва ўпраўленне культуры прасiць iншае месца. Як правiла, яму прапануюць выкладчыцкую справу. Такiм чынам, раённыя гарады i гарадскiя цэнтры застаюцца без мастакоў. Тая ж самая сiтуацыя з бiблiятэкарамi, музыкантамi i спевакамi.

Анатолий Лиходиевский, главный тренер сборной Беларуси по таэквондо:

— Помните сказку о Левше, который, умирая, говорил: «Передайте царю–батюшке, чтобы ружья кирпичом не чистили»? У нас в стране таких уникумов очень много, они блоху подкуют в два счета, но ведь достучаться до сознания чиновника намного сложнее! Вот и ищут наши умники и умницы, где бы себя реализовать. Как ситуацию изменить? В первую очередь надо нашим начальникам наконец понять, что нередко молодым талантам нужны не столько деньги, сколько внимание и возможность самореализации.

Николай Казаровец, ректор Белорусского аграрного технического университета:

— Я отвечаю за своих выпускников. 98 процентов из них приезжают на место распределения. А уж то, как сложится их дальнейшая судьба, зависит от них самих и от тех, кто молодых специалистов встречает. Естественно, основные причины, по которым молодые могут не согласиться работать по месту распределения, — маленькая зарплата и проблемы с жильем.

Александр Грицкевич, председатель СПК «Знаменский», Слуцкий район:

— Насколько я помню, с моего курса лишь пять человек осталось работать по специальности. Сейчас мало кто стремится ехать в село. Особенно молодежь. Выпускники придумывают любые причины, чтобы «откосить» от распределения. Говорят, что у нас зарплаты маленькие. Глупости! Если работать, а не «гарэлку» пить, можно очень неплохо получать — в нашем хозяйстве механизаторы за месяц посевной заработали по полтора миллиона! Для того чтобы ситуация изменилась, надо в первую очередь поднимать социальную инфраструктуру в глубинке. Ведь получается, что не едут к нам молодые, потому что на селе попросту скучно.

Сергей Денисов, первый проректор Белорусского государственного медицинского университета, профессор, лауреат Государственной премии:

— Студенты, которые по каким–то причинам не оказались на месте назначения, считаю, не потеряны для страны. В любом случае они работают в медицине. Проблему я вижу в другом. У нас до сих пор не решен вопрос с трудоустройством студентов, обучающихся на платной основе. Уверен, что и им надо предоставлять работу точно так же, как и студентам–бюджетникам.

Оксана Мороз, заведующая инфекционным отделением детской больницы учреждения «Рогачевское ТМО»:

— А почему вы считаете, что кадры уходят? Я, честно говоря, этого не замечаю, по крайней мере, в области медицины. Выпускники наших вузов всегда отличались хорошей подготовкой, и большинство из них остается работать по специальности в стране. Заметьте, далеко не самые глупые остаются. Что касается тех, кто уехал за границу, они тоже нередко возвращаются. Правильно говорят: хорошо там, где нас нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter