С чего начинается коррупция?

Есть вопрос

С чего начинается коррупция?

Тема коррупции на страницах «СБ» не новая. Это факт. Но для тех, кто лукавит, будто бы это из–за того, что от коррупции нельзя избавиться в принципе — факт другой: есть страны, где коррупции нет вообще. Есть с минимальным процентом зараженных этой болезнью (страны северной Европы). И такие, что из–за коррупции сами уже не могут стоять самостоятельно на ногах. Украина — самый свежий пример. А наш вопрос звучит так:


С чего начинается коррупция?


Татьяна Сивец, главный редактор газеты «Лiтаратура i мастацтва»:


— З маленькiх саступак уласнаму сумленню. З упэўненасцi, што ты — самы разумны i «варты большага». А яшчэ — калi чалавек забываецца, што ён — нiхто без сваёй Радзiмы.


Алексей Дударев, драматург, председатель Белорусского союза театральных деятелей:


— Коррупционеры востребованы — за ними охотятся те, кто хочет всюду проникнуть через парадные двери, то есть решить свои вопросы легко и быстро. А если есть спрос, то будет и предложение.


Инна Войтешонок, педагог–психолог Белорусского государственного технологического университета:


— На уровень коррупции очень влияют морально–психологическая атмосфера в обществе и информационная среда. Ведь если на каждом шагу видеть и слышать рекламный слоган «У нас берут все!», можно начать считать себя неудачником и белой вороной, которой даже взяток никто не предлагает. И такому человеку остается только ждать своего «удачного случая». А если посмотреть на этот процесс глазами психолога, то для коррупционера взятка — это извращенный способ получить подтверждение какой–то своей личной значимости: мол, дают — значит ценят.


Владимир Разумович, директор экологической гимназии № 3, Барановичи:


— Если честно, не знаю глубинных механизмов этого явления. Могу только сказать, что воровство и коррупция начинаются там, где нет контроля и наказание за них слишком мягкое...


Иван Басецкий, профессор кафедры оперативно–розыскной деятельности Академии МВД, доктор юридических наук, заслуженный юрист Беларуси:


— С формирования убеждения, будто для того чтобы чего–то добиться, надо дать взятку. На среднем уровне это явление подпитывается самоуправством местных чиновников, а потом такая психология — «дать–взять» — плавно переходит на более высокий уровень...


Валерий Малашко, заместитель председателя Могилевского облисполкома:


— Отнюдь не с «благодарности» в виде бутылки коньяка или коробки конфет. С потери совести. Причем не у одного индивидуума, а группы лиц, которые договариваются, как положить себе в карман часть средств, выделенных, например, на модернизацию или строительство... Чтобы такого не было, люди не должны молчать о замеченных фактах коррупции!


Татьяна Новикова, пенсионерка, Минск:


— С недостаточного воспитания! Если ребенку с пеленок втолковывать, что такое хорошо и что такое плохо, если мудро и внятно объяснять разницу между честью, совестью и бессовестностью, из него не вырастет коррупционер...


Вячеслав Игнатик, старший помощник прокурора Гродненской области:


— Убежден: корень этого зла — в проблемах внутренней культуры. Если у человека есть стойкое жизненное табу на получение незаконных подачек, то он этим никогда не воспользуется! Кстати, левые деньги еще никого не сделали счастливым.

 

Советская Белоруссия №48 (24431). Пятница, 14 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter