«Есть убираться к черту на плацдарм!»

Академик  Николай  Борисевич  вернулся   домой  после  Победы  в  шинели…  командира  полка

Академик  Николай  Борисевич  вернулся   домой  после  Победы  в  шинели…  командира  полка

Этот человек прошел путь от солдата Великой Отечественной до генерала от науки. Николай Борисевич удостоен многих самых высоких наград как за ратные, так и за мирные дела. Он – Герой Социалистического Труда, академик НАН Беларуси и Российской академии наук. 18 лет возглавлял Академию наук БССР и сейчас является ее почетным президентом, продолжая трудиться заведующим лабораторией Института физики. 

В чем же секрет столь необычного и стремительного взлета простого белорусского парня из поселка Лучный Мост Березинского района? 

Николай Александрович задумчиво смотрит в окно, медлит с ответом: «Нет в этом никакого секрета. Трудолюбию учат жизнь, любовь к Родине и науке, к голубому мирному небу, к реке детства Березине… 

Партизанский экзамен 

Любимыми предметами в школе были у Николая математика и физика. После окончания Селибской средней школы парень решил поступать на физико-математический факультет Белгосуниверситета. Готовил документы. Но грянула война. 

Ушли наши войска. Пришли немцы. Течет Березина, стоит лес, поселок, а жизнь стала другой. В Селибе появился фашистский гарнизон. За малейшее неповиновение — расстрел без суда и следствия. 

По зову сердца Николай Борисевич, его сестра Вера, сосед по дому Виктор Нехай, старшие по возрасту односельчане Михаил Гурин, Фрол Казаченок занялись сбором оружия и боеприпасов на месте прежних боев. В начале 1942 года им удалось установить связь с партизанами. 

Первой боевой операцией, в которой партизан Борисевич принимал непосредственное участие, стал взрыв железнодорожного моста на реке Тальке. Железнодорожное сообщение прервалось тогда на 16 суток… 

В первых числах мая началась блокада кличевских лесов. Партизаны прорывались, считай, врукопашную. А прорвавшись, устремлялись к болоту, куда немцы предпочитали не лезть. Когда блокада закончилась, Николай впервые за пять дней снял сапоги и увидел, что на ногах почти слезла кожа… В блокаде погибли 38 партизан их отряда. 

Испытание  фронтом 

После соединения с частями Красной армии его определили в учебную роту 48-го пехотного полка 50-й армии для подготовки младших командиров. 

Через две недели учебную роту двинули к фронту южнее Быхова. После очередной разведки боем в марте 1944 года солдат Борисевич был ранен и оказался в Брянском эвакогоспитале. После выздоровления его направили в 539-й гаубичный артиллерийский полк 4-го артиллерийского корпуса прорыва резерва Верховного главнокомандующего. Тут-то и пригодились среднее образование и любовь к математике: Николая зачислили старшим топовычислителем в батарею управления полка. 

10 июня 1944 года их полк погрузился на платформы и двинулся через Гомель и Речицу к фронту, где занял позиции северо-западнее Калинкови-чей. Готовилась грандиозная наступательная операция «Багратион». 24 июня она началась мощной артиллерийской подготовкой. Немецкая оборона была прорвана. 

Через четверо суток 4-й артиллерийский корпус перебросили в район Ковеля, а 20 июля после тяжелых боев наши войска вышли к границам СССР. 

— Мы ликовали, кричали: «Ура! Родина свободна!» — вспоминает бывший солдат. – Но до полной победы было еще далеко. 

Судьба хранила его и на территории Германии. На западном берегу Одера, севернее Франкфурта, в районе городка Лебуса, нашими войсками был отвоеван у немцев небольшой плацдарм. Взвод управления разместился в подвале трехэтажного здания археологического музея. 

Неожиданно Борисевича вызвали к начальнику штаба полка майору Безрукову, который предложил ему отправиться на учебу в Смоленское артиллерийское училище. 

— Я отказался, заявив, что после войны собираюсь поступить в университет, — рассказывает Николай Александрович. 

— Прикажем – поедешь! – услышал в ответ. 

— Поеду, но провалю экзамены, и в училище будут недовольны, что вы послали дурака, — неожиданно выпалил я. 

— Ну и убирайся тогда к черту на свой плацдарм! 

Я откозырял: «Есть убираться к черту на плацдарм!» А спустя несколько дней мне и солдату Буцулко, который хорошо рисовал, приказали направиться на левый фланг и в течение двух суток вести наблюдение за противником, нарисовать панораму местности и нанести на нее огневые точки гитлеровцев. 

Мы успешно справились с заданием, а когда возвращались, увидели страшную картину: стены археологического музея, где размещался наш взвод, рухнули от разрыва мощной авиабомбы. 

C войны я вернулся победителем в родной Лучный Мост в шинели… командира полка. 

Дело было так. Когда подоспела демобилизация, полковник Певнев пришел проститься с отъезжающими. Поблагодарил за службу, но обратил внимание на мой потрепанный в окопах бушлат. Возмутился: «Как можно в таком виде отправлять домой солдата-победителя?!» И приказал адъютанту принести его собственную шинель. С полевых погон сняли полковничьи звезды и вручили ее мне. Разве можно забыть такого командира?! Шинель эта прослужила мне все студенческие годы. 

Университеты 

12 декабря 1945 года Николая Борисевича приняли в Белгосуниверситет на физико-математический факультет. Осуществилась его юношеская мечта. 

Пролетели годы учебы. Но партизану и солдату Великой Отечественной хотелось сказать свое слово в науке. 

Аспирантуру он проходил в Государственном оптическом институте в Ленинграде, в 1954 году успешно защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук и вернулся в Минск. 

Здесь Борисевич участвовал в создании Института физики, защитил в 1965 году докторскую диссертацию, в 1972 году ему присуждается Государственная премия СССР за создание инфракрасных фильтров. Темой его научных поисков становится физическая оптика. За создание нового научного направления спектроскопия свободных сложных молекул ученому и его ученикам присуждается в 1980 году Ленинская премия, а позднее, в 1998 году, за цикл работ по лазерной физике – Государственная премия Республики Беларусь. 

Николай Александрович написал около 300 научных работ и несколько монографий. А самое большое его наследие — научная школа, которую он создал. 

На снимке: Николай Александрович Борисевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter