«Есть у рассвета свой лик и каноны…»

У бывшего фронтовика, художника Владимира Кваскова, особое видение мира

У бывшего фронтовика, художника Владимира Кваскова, особое видение мира

Самое любимое место Владимира Андреевича – площадь Победы. Он приходит сюда в дни радости и печали. Стоя у Вечного огня, вглядывается в каждую деталь величественного памятника, отыскивая свой штрих. Он ведь тоже участвовал в создании этого монумента.

— Демобилизовавшись из рядов Советской армии, поступил в Минское художественное училище, — вспоминает те дни ветеран. — Хотел стать художником, но попал на скульптурное отделение, так судьбе было угодно. На третьем курсе пришел в мастерскую к народному художнику БССР профессору Андрею Бембелю, работал его помощником. Когда создавался знаменитый монумент на площади Победы, Андрей Онуфриевич дал мне задание: вылепить диск к автомату. Казалось бы, чего сложного? Но леплю, леплю – не получается. Сказал об этом Бембелю. А он улыбается: это хорошо, что видишь свои ошибки. Исправляй… Подошел профессор, окинул строгим взором сделанное, сказал: «Считай, что ты первый курс окончил». Потом я лепил каски, разные аксессуары. Вот почему мне дорог этот памятник. Дорог вдвойне. Я ведь сам прошагал огненными дорогами войны.

Так случилось, что семья Квасковых оказалась в Армавире, захваченном врагом. И вот 1943 год, советские войска изгнали фашистов из города. Однако радость освобождения едва не стала трагедией для Володи. Через два месяца его призвали в армию и направили в… штрафной батальон как дезертира. И не одного его. Сегодня можно возмущаться, ругать тогдашние приказы и отношение к людям, но время было такое — жестокое, с перекосами.

После штрафбата Квасков стал радистом, попал в зенитные войска. Под Смоленском еле ноги не лишился: на город после Нового года совершила налет целая армада фашистских стервятников, шли волна за волной, пятерка за пятеркой на протяжении всей ночи.

— Стволы наших зениток раскалились, снаряды заклинивало, приходилось выбивать их пыжами, — вспоминает ветеран. – Я подносил снаряды, а вес каждого под 16 килограммов. И так вышло, что отлетела, считай, пудовая гильза и больно ударила по колену… Не забыть и вражеские налеты на Оршу. Особенно бомбили фашисты железнодорожный узел. Наши зенитчики были хорошо подготовлены, грамотно вели заградительный огонь: 80 фашистских самолетов так и не выполнили свою боевую задачу, за что мы получили боевые награды…

А между боями и налетами молодой радист рисовал. Проявилась эта способность еще во время учебы в школе.

Однажды в Орше уже в первые дни после войны вызывает Кваскова генерал-майор Мартынюк и спрашивает: «Ты можешь написать портреты членов политбюро?» Владимир Андреевич без робости в голосе ответил: «Смогу». И смог. Строгая комиссия только поинтересовалась: откуда 19-летний сержант знает способ «сухой кисти»?

Потом заказы сыпались один за другим: нарисуй то, нарисуй это. За создание аллеи отличников боевой и политической подготовки своей части получил внеочередной отпуск.

Сержант Квасков еще долго служил в войсках ПВО. А когда демобилизовался, не раздумывая, стал студентом Минского художественного училища. Здесь и свела его судьба с Андреем Бембелем.

Профессор возлагал на своего помощника большие надежды. Ведь он отличился не только во время создания монумента Победы. Квасков выполнял лепку и в бывшем Минском дворце пионеров и школьников, который сегодня называется Национальным центром художественного творчества детей и молодежи, и в Республиканском театре юного зрителя. Задания выполнены оригинально, с душой. Работал в торговой палате, в художественно-производственном комбинате. Занимался изготовлением специальных медалей, юбилейных альбомов, проспектов, каталогов, буклетов, даже праздничных коробок для конфет фабрик «Спартак» и «Коммунарка».

Потом пошли фирменные знаки для предприятий.

— Помню, надо было сделать фирменный знак для детского трикотажа, — продолжает Владимир Квасков. — Долго раздумывал, как подступиться, где искать отправную точку? Хожу, повторяю про себя: трикотаж, трикотаж. И вдруг меня осеняет: так это же три кота! И я нарисовал трех котов, вписал букву «Т». Получился великолепный знак, который прошел на ура.

— Мало кто знает, что вы писали и иконы.

— Несколько икон я написал для своих детей, семей младшего и старшего сына. Невестка старшего сына Ирина освятила их в церкви. 

Сейчас я возглавляю ветеранскую организацию при ЖЭУ-6 Первомайского района г. Минска. Видение у художников особое, как и их души. Так что неудивительно, что я пишу стихи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter