Есть только МиГ, за него и держись...

Сменив тепловоз на истребитель, он достиг на нем заоблачных профессиональных высот.

Его имя известно далеко за пределами Беларуси.
4 и 10 марта 2005 года трое военных летчиков белорусских ВВС установили на самолетах МиГ-29БМ целую серию мировых авиационных рекордов скорости и скороподъемности. Полтора десятка из них — по времени набора высоты — установил в те дни старший инспектор службы безопасности полетов ВВС и войск ПВО Республики Беларусь Вячеслав БРОВЧЕНКО. Сегодня он летчик-снайпер, имеющий воинское звание полковника. И необыкновенно открытый и обаятельный человек, способный окрылить собеседника не хуже его машин, в чем корреспондент “НГ” смог убедиться лично.

— Вячеслав Николаевич, какая дорога вас привела в авиацию?

— Наверное, мой случай нетипичен: ни авиационных, ни военных династий у нас в роду не было. И решение стать военным, и выбор именно авиации как рода войск были в значительной степени спонтанными. Но когда я пришел в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, понял: ничего другого мне в жизни не надо. Хотя попасть на учебу туда было не просто: на одно место претендовали до двадцати человек.

— История многих выдающихся летчиков показывает, что поначалу летные качества многих из них были настолько скудны, что инструкторы настоятельно рекомендовали им покинуть авиацию. У вас не появлялось желания “спуститься с небес на землю”?

— Вопрос об уходе из авиации не стоял никогда, но и легко ничего не давалось. Например, не сразу стали получаться фигуры высшего пилотажа, да и первый самостоятельный вылет, с моей точки зрения, оставлял желать лучшего. Были дополнительные тренировки, тщательное оттачивание мастерства — упорный и целенаправленный труд. Инструкторы уверяли, что у меня все нормально, но я чувствовал, что получалось не совсем так, как хотелось бы. И хотя дополнительных полетов, полагавшихся отстающим, у меня ни разу не было, все-таки хотелось лучших результатов.

— И вы их со временем добились, причем впечатляющих. Готовясь к нашей встрече, почитал фактуру: выполненные вами шесть лет назад полеты поставили более десяти мировых рекордов времени: набора различных высот без нагрузки и с нагрузкой. За четыре полета удалось установить 12 мировых авиационных рекордов! Они, кстати, признаются за рубежом?

— Конечно. Дипломы выписаны Международной федерацией авиационного спорта, штаб-квартира которой находится во Франции. Правда, с их получением была почти годовая задержка, но связано это было с изменением требований уже после проведения полетов. Это сдвинуло сроки получения дипломов, но не суть рекордов. Мне как-то спортсмены ДОСААФ заметили, что таких дипломов совсем не много, а Федерация авиационного спорта Беларуси присвоила звание кандидата в мастера спорта.

— С российскими коллегами отношения хорошие?

— По своей должности начальника службы безопасности полетов ВВС и войск ПВО Беларуси я постоянно встречаюсь с коллегами — российскими и не только, скоро предстоят встречи с представителями Азербайджана и Украины. При установлении рекордов было теснейшее взаимодействие со специалистами Российской Федерации, потому что модернизация самолетов проходила с их помощью. И участием, в частности Романа Петровича Таскаева — ведущего летчика-испытателя, Героя России, работающего сейчас в ОКБ Яковлева. Вообще в рамках Союзного государства налажено весьма тесное взаимодействие. Практически ежедневно общаемся, помогаем друг другу. Напрямую взаимодействуем по вопросам безопасности полетов, имеем единые правила обмена информацией и расследования воздушных инцидентов.

— А что скажете о военном летчике, получившем мировую известность? Я имею в виду Виктора Беленко, бежавшего в 1976 году на МиГ-25 в Японию и получившего позже политическое убежище в США.

— Учитывая, что на то время МиГ-25 был уникален в технологическом плане, это вдвойне была пощечина всей стране. И дело даже не в колоссальном материальном ущербе (который составил около 2 млрд руб, поскольку пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания “свой — чужой”. — М.О.), дело в моральной стороне. Сколько людей были наказаны потом по сути ни за что, так как Беленко никак до момента совершения своего поступка свои намерения не проявлял. Сделанное им — предательство чистой воды и более ничего. Был еще один похожий инцидент с Александром Зуевым, угнавшим в 1989-м МиГ-29 в Турцию. Я встречался с людьми, служившими вместе с Зуевым, и узнал, каково это, когда человек, которому ты доверял, оказался изменником. Ведь в военной авиации нельзя быть целиком обособленным, даже в полете кто-то ведущий, кто-то ведомый. Необходимо полное доверие, иначе никак. И если оказывается, что ты доверял человеку, который потом предал, становится страшно...

— Вячеслав Николаевич, как вы относитесь к нынешней популяризации авиации, в том числе военной, посредством продаваемой в киосках самосборной энциклопедии “Мировая авиация”?

— Очень положительно, я сам ее собираю. Помню, как-то был поражен: приобрел очередной журнал, а у киоска стояла женщина с маленьким ребенком. И он ее теребил: “Мама, купи, там же МиГ-9!” Я подумал: если ребенок в таком возрасте проявляет интерес к авиации, значит, у нее есть будущее. Имей я такой журнал в своем детстве, выбор профессии был бы сделан, думаю, гораздо ранее.

— Кстати, о детстве. Вы родились в Волгоградской области...

— Да, в 1964 году в Паласовке, на противоположном от Волгограда берегу Волги. Еще до прихода в авиацию освоил вождение и ремонт автомобиля, работал даже помощником машиниста тепловоза. Служил в Беларуси, в Щучине, а жена родом из Мозыря. Вот у нее в семье родственники, работавшие авиационными специалистами, были. У нас два сына — 1988 и 1994 года рождения, но они по авиационной стезе не пошли: авиационного факультета тогда в Беларуси еще не было, надо было ехать поступать в Россию.

— Но сегодня возрождение авиации в Союзном государстве не вызывает сомнений, не так ли?

— Конечно, современная авиация — я могу, в частности, говорить о белорусской — надежный щит нашего неба и нашего государства, целиком соответствующий поставленным перед ним задачам и всем требованиям безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter