О PR–сообществе

Есть такие люди

Кто такой пиарщик? Черт с рогами и копытами, не иначе. Проще объяснить людям, кто такой «сеошник», чем растолковывать, на кой пиарщики и сам пиар нужны в этом мире. В моем дипломе об окончании университета есть ласкающая слух надпись: «Специалист по информации и коммуникации». Пиарщик, говоря современным штилем. Когда–то внятно объяснить родителям, о чем, кого и, главное, зачем я буду информировать и с кем коммуницировать, я так и не смогла. Сама не знала. Работа мечты вырисовывалась примерно так: простор для творчества безграничный, график свободный, халявное шампанское на бесконечных фуршетах–банкетах льется рекой. Но первая же практика на одном из предприятий с головой окунула в реальность. Ранние подъемы и вавилонских размеров горы бумажной работы померкли на фоне другого открытия. Меня не смогли оформить в штат компании по той причине, что профессии пиарщика в Беларуси, оказывается, официально не существовало.


«Как так? — громогласно возмущалась я в отделе кадров. — Да ведь в каждой второй конторе сегодня работает подобный специалист». «Специалист есть, должности нет», — невозмутимо ответила мне кадровичка. И предложила оформить специалистом по маркетингу. Или рекламе. Но никак не по связям с общественностью. «Нет такой должности в Едином квалификационном справочнике должностей служащих — и все тут», — стояла на своем Ирина Борисовна. Быть маркетологом я отказалась, на компанию обиделась и свою жизнь после окончания университета с «паблик релейшнз» не связала. К сожалению или к счастью. Но любить не перестала. Оттого новость, недавно заполнившую собою все информационные ленты, восприняла как себе родную — PR–сообщество у нас наконец добилось своего места под солнцем. Должность специалиста по связям с общественностью официально внесли в Единый квалификационный справочник должностей служащих. Соответствующее постановление Министерства труда и социальной защиты Беларуси вступило в силу 1 ноября 2013 года.


С одной стороны, понятно, что на состояние PR в стране это повлияет мало. Профессия существовала и продолжает это делать вне зависимости от того, есть она в государственном реестре или нет. Разве что сейчас трудовые книжки придут в норму, появится профессиональный праздник и на один день праздничного пьянства станет больше. Матерые специалисты с бубнящими под нос скептиками не согласны. Для них это не просто очередная галочка в борьбе за свои права. Директор Института PR Наталья Громадских радостно щебечет в трубку: «Теперь выпускники, приходя на первое место работы, не будут долгими часами объяснять отделу кадров, чем они будут заниматься и как их обозначить в трудовой книжке. А наши специалисты будут с чистым сердцем называть свою истинную должность, отправляясь на зарубежные конференции. Но главное — факт включения должности в государственный справочник станет новой отправной точкой в развитии профессии». Ура, товарищи!


Звоню в Институт журналистики БГУ поздравить родную кафедру технологий коммуникации. Признания профессии на государственном уровне здесь ждали давно. Заведующая Ирина Сидорская не один год выступала с инициативой придать официальный статус должности «Специалист по связям с общественностью». Потому что быть пиарщиком по названию и быть признанным государством как профессионал в своей области — совсем не одно и то же. Нынешние выпускники бюджетной формы обучения, получившие распределение, вовсю радуются добрым вестям. Понимают: отныне каждая госструктура сможет ввести у себя такую должность, а значит, не придется делать карьеру под видом маркетолога или специалиста по рекламе. Теперь уже никто путать не будет: реклама, маркетинг и PR — все на своих местах.


Репутация у специалистов по раскрутке чего бы то ни было противоречивая. Для некоторых, чего тут скрывать, уже готов собственный котел в аду. Потому что, с одной стороны, — «не верьте пиарщику аки манипулятору», с другой — «а где же спец по связям с общественностью, почему не погасил критику или конфликт, не рассказал, не объяснил, не привлек». Профессия не из легких. Пиарщик — слуга многих господ. Над ним стоят директора и руководители, которые часто толком не понимают, чем конкретно этот самый специалист должен заниматься, но постоянно от него что–то требуют. «А давайте про нас будут писать вот тут и вон там», «А сделайте так, чтобы к нам люди пришли»... И не объяснишь ведь, что с этим — к маркетологам, не к нам... А может, и к нам?..


Хочется верить, что отныне коллегам хоть чуточку, но станет жить легче. Доказывать свою нужность больше не придется. Свое место под солнцем они отвоевали. Читаю очередной пресс–релиз и довольно улыбаюсь.


Советская Белоруссия №227 (24364). Вторник, 3 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter