Какой опыт надо учесть, вступив в Болонский процесс

Есть с чем сравнивать

Еще в мае Беларусь стала частью Болонского процесса. И пока одни эксперты предвкушают глобальные перемены в нашем высшем образовании, другие задаются вопросами: насколько реальны кардинальные изменения и стоит ли студентам надеяться на невиданные до сих пор возможности? Мнения все еще расходятся. В том числе и потому, что мы первые, кого приняли в европейскую образовательную среду заочно, взяв обязательство провести необходимые реформы, предусмотренные так называемой «дорожной картой». А оценку проделанной работе в 2018 году выставят министры образования Европейского пространства высшего образования. Но тот факт, что многие страны пошли по этому пути раньше, дает нам своего рода преимущество: мы можем и учиться на их промахах, и брать лучшее из чужого опыта.

Первое, чего ждут наши вузы от нового статуса, — интереса со стороны иностранных студентов. А будут зарубежные бакалавры и магистры — будут и деньги. Впрочем, здесь показателен опыт Болгарии и Румынии, которые, став частью Болонского процесса, вдруг получили больше минусов, чем плюсов. Свои ребята уехали в другие, более престижные европейские вузы, а иностранцы не спешат за знаниями в южноевропейские альма–матер. Сергей Ветохин, завкафедрой БГТУ, рассказывает, что на самом деле еще лет 15 назад появилась программа привлечения иностранных студентов. Схема так и осталась лишь на бумаге, но ситуацию спас естественный процесс. Студентов–иностранцев уже сейчас все больше. Но кто они? Основной поток едет к нам сегодня из Таджикистана (около 60%). Что привлечет в Беларусь немцев или испанцев? Интерес к славянской культуре? А что еще? Пока этот вопрос ставит в тупик и наши вузы, да и собственно студентов. Увы, своей образовательной изюминки в стране пока нет. Поэтому и рассчитывать стоит на более конкурентоспособные, доступные цены. Пример соседней Польши приводит директор Центра студенческих инициатив Дмитрий Гоменюк: на учебу туда приезжают, увы, не французы или австрийцы, а все больше студенты из стран южной Европы с более низкими доходами. Почему? Польский диплом им по карману.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Валерий Бороденя честно признается: завышенных ожиданий относительно Болонского процесса нет. Сегодня по некоторым пунктам мы даже ближе к европейскому стандарту, чем наши страны–соседки, которые в процессе не первый год. Но осложняет движение вперед в том числе плохое владение иностранными языками. Ведь уже не раз были случаи, когда даже на престижные образовательные программы не могли найти претендентов. Студенты просто не подтверждали языковые навыки. А объяснение на пальцах тут не пройдет.

Кстати, одна из претензий европейской стороны — отсутствие у нас автономии университетов. То есть вузы должны забыть про госуправление и справляться со своими проблемами сами. Готовы ли? Та же история и со студенческим самоуправлением. Редкий представитель вуза понимает, что речь должна идти не об организации вечеров и праздников, а о серьезном представительстве мнения студентов на всех уровнях власти. Впрочем, если говорить честно, большинство учащихся вовсе и не осознают, что за фрукт этот новый подход и с чем его едят. Скажем, одни не прочь бы изменить систему распределения, предоставив возможность... отрабатывать за рубежом. Другие верят, что теперь как из рога изобилия польются предложения поучиться в Западной Европе. А третьи мечтают о дипломе, с которым якобы не будет границ для трудоустройства в любой другой стране. Но ирония в том, что распределение в условиях кризиса все чаще превращается в благо, а вся его суть — возместить затраты стране. Заманчивые предложения от вузов тоже с неба не свалятся и будут нацелены лишь на самых настойчивых и целеустремленных — впрочем, как и сейчас. А диплом, улыбаются работодатели, — уже давно не решающий фактор. Вот и получаем на выходе простую арифметику: образовательные бонусы, как и раньше, достанутся тем, кто усердно на них трудится. Так в Болонском ли процессе дело?

Много разговоров сейчас и вокруг системы классификации специальностей, которая может улучшить и обмен студентами, и возможности для карьерного роста выпускников белорусских вузов. Правда, отмечает декан факультета дополнительного образования Белорусского государственного университета культуры и искусства Александр Филиппов, палки в колеса здесь ставит фундаментальный дефект — далеко не на первом месте у нас цель подготовить квалифицированные кадры. Чего стоят истории, когда курсы по выбору в университетах нередко формируют не под работодателя, а под конкретного преподавателя! А значит, над конкуренцией в сфере образовательных услуг нам еще работать и работать. И обязательно с учетом полезного опыта лучших в этом смысле стран.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 192 (24822). Среда, 7 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter