Можно ли жить в часе езды от Минска, но при этом быть минчанином?

Есть ли жизнь за МКАД

Можно жить в часе езды от Минска, но при этом быть минчанином...
Можно жить в часе езды от Минска, но при этом быть минчанином.

Не верите?

Приезжайте в поселок Сокол.

Мы приехали в Сокол, чтобы узнать, как живут минчане вне черты Минска.


Тревожный полет Сокола

Автобус номер 112с мчит нас в Сокол. В послеобеденное время людей в транспорте немного, потому едем быстро. За окном загородные поля чередуются с лесными пейзажами, дурманит свежий воздух, проникающий сквозь приоткрытые форточки. Через полчаса дороги неожиданно отрезвляет указатель «Минск». Как же так, ведь от столицы мы отъехали километров двадцать? Через несколько сотен метров уже другая надпись: «Микрорайон Сокол». Спустя несколько минут встречная местная жительница объяснит нам: это не путаница, поселок, некогда созданный для работников аэропорта, входит в состав Октябрьского района Минска. Но со столицей здесь общего мало…


С Натальей мы знакомимся на автобусной остановке на выезде из микрорайона. Она собралась в поликлинику. На наше недоуменное: «А что, здесь нет врачей?» — улыбаясь, показывает в сторону амбулатории. Там есть терапевт, педиатр, стоматолог, гинеколог. Но ей, беременной, постоянно приходится ездить в Минск, в 3-ю поликлинику, что на улице Воронянского: там узкие специалисты делают сложные анализы для всех жителей Сокола. Благо, говорит новая знакомая, пустили прямой автобус, поэтому добраться за тридевять земель несложно. Но все равно это не выход, и на прощанье Наталья просит: «Так и напишите: нам срочно нужна поликлиника!»

А мы движемся дальше. Лес сменяется густо посаженными голубыми елями, кажется, что попали на очень важный объект, как минимум, исполком какого-нибудь райцентра. Но еще несколько шагов — и нет, Сокол с натяжкой можно назвать городом и тем более микрорайоном столичного уровня. Ну совсем он не похож на минскую Каменную Горку или Сухарево. Кто-то из местных жителей считает это благом, некоторые же сетуют на свою судьбу.

Песочница всегда находка для шпиона, поэтому мы идем в сторону новостроек, откуда после дневного сна высыпают мамаши с маленькими детьми. Они наперебой делятся своими проблемами:

— Когда мы в 2009-м строили здесь квартиру, нам обещали, что сделают прямую дорогу с Ваупшасова — и до Минска будет рукой подать. Пять лет ждем…

— Недавно закрыли один-единственный банк. Теперь занимаемся незаконными валютными операциями, ходим по соседям, ищем, кому доллары сдать, чтобы в магазин сходить.

— Про магазин. Их у нас два. Гости, которые приезжают к нам из Минска, смеются над нашей «Живинкой», это ж прошлый век. В агрогородках магазины лучше, чем у нас. Почему к нам не идут известные торговые сети со своей разнообразной кулинарией и свежей выпечкой?

— Банкомат один на весь микрорайон, и то там периодически денег нет. Аптеку-то и аптекой не назовешь, там только самые распространенные лекарства: аспирин, цитрамон, парацетамол…

Ну и, наконец, главная беда молодого населения Сокола — это детский сад. Он один на весь более чем пятитысячный микрорайон. В садовских группах по тридцать человек, скрепя сердце заведующая берет всех желающих, чему не очень рады некоторые родители. С яслями та же картина: туда не вбиться. Позже совсем рядом мы увидим полуразрушенное здание, а начальник управления образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района Тамара Дудкина расскажет: некогда это тоже был детский сад. Однако из-за невостребованности его закрыли и сделали там центр для детей и молодежи. Сейчас же, когда микрорайон стал массово застраиваться высотками и коттеджами для многодетных, решили вернуть все на круги своя. Нынче здание активно реконструируется и, как ожидается, уже 1 сентября следующего года сможет принять более двухсот малышей. Центр же перебрался в школу: она, в отличие от садика, наполовину свободна.

70-летняя Нина Ивановна, заслышав щебет молодых мамаш, тоже решила высказаться:

— Девочки, а почему вы не рассказываете, как вам хорошо гулять с детьми по кленовым аллеям и лесу, дышать свежим воздухом, грибы-ягоды собирать?

Те соглашаются:

— Это да. Не спорим.

Бабуля же, чьих родителей судьба забросила на освоение целины в Казахстан, а позже развела семью по разным уголкам большой страны, говорит, что лучшего места на свете, чем Сокол, не видела. Ее братья живут в России и Украине, она бывала у них, те раньше приезжали в гости в Беларусь, всегда радовались за сестру. Нина Ивановна, много лет проработавшая инженером на железной дороге, не то чтобы мечтала уехать из столицы за город, но когда появилась возможность построить квартиру в Соколе, с удовольствием согласилась и за эти четыре года ни разу не пожалела. Да, она знает, что из Сокола далеко добираться в Минск на работу, а в поселке предложений по трудоустройству практически нет, согласна, что и инфраструктура хромает.

Но для пенсионеров и маленьких детей это второстепенно, убеждена старушка. Им важнее природа и свежий воздух. А этого добра здесь в избытке. Для пожилых и малышей Сокол — это рай.

ПО СУЩЕСТВУ ВОПРОСА

Александр САВОНЧИК, председатель Боровлянского сельсовета:

— Планировалось, что в черту Минска, возможно, попадут несколько населенных пунктов Боровлянского сельсовета — Копище, Боровая, Солнечный и Жуков Луг. Была идея объединить сразу несколько населенных пунктов в город Боровляны и оставить его как административную единицу в Минском районе. Но нужно четко представлять: подобные изменения не происходят в одночасье. Боровляны сейчас активно развиваются. В агрогородке Лесном проживает 19 тысяч человек, в Боровлянах — 14 тысяч. За последние годы построено около трех тысяч квартир для нуждающихся. Динамика прироста населения составляет около пяти тысяч человек: кто-то приезжает, рождаются новые люди... А инфраструктура все же сильно запаздывает. Не хватает социальных объектов. Например, жители мечтают о культурно-оздоровительном комплексе, куда можно было бы прийти отдохнуть, а еще спортом или творчеством позаниматься. Поскольку в Боровлянах интенсивно застраивается жилой сектор, катастрофически не хватает мест в учреждениях образования. Благо Александр Лукашенко несколько лет назад открыл новую школу с лингафонными кабинетами, мастерскими, гимнастическим и тренажерным залами, бассейном. А недавно появился современный детский сад. И все равно напряженность остается. Допустим, школа рассчитана на 700 детей, а обучается в ней полторы тысячи. Хотелось бы, чтобы на уровне правительства обратили внимание на эту проблему.

 

Транспортное сообщение с Минском хорошее, автобусы ходят каждые пять—семь минут, постоянно курсируют маршрутки. Много торговых точек, поэтому жители района полностью обеспечены всем необходимым. Что касается медпомощи, специалисты здесь высококвалифицированные, но у нас одна поликлиника и больница, куда съезжаются люди со всего района. А это высокая нагрузка на врачей.

Наталья СТЕПУРО

stepuro@rambler.ru


Есть ли жизнь за МКАД


В Боровлянах и Лесном новые дома растут как грибы в окрестных лесах. Да и количество жителей здесь увеличивается в геометрической прогрессии. По численности эти населенные пункты уже давно обогнали многие города, претендующие на роль спутников Минска. Но есть ли вероятность, что эти близкие «соседи» со временем станут полноценным минским спальным районом? Мы решили изучить местную инфраструктуру через призму социальных стандартов мегаполиса.

От Минска до деревни Боровляны рукой подать — на машине за пять минут можно управиться. Рядом примостился агрогородок Лесной, в состав которого входит микрорайон Зеленый Бор, однако территориальные границы между населенными пунктами довольно условны. Упоминая район, чаще говорят — Боровляны. Учитывая, что у этих населенных пунктов нет даже статуса города, условия здесь весьма завидные: несколько детских садов, школы, гимназия, магазины, гипермаркеты, кафешки и рестораны. Смело приплюсовывайте к этим благам чистый воздух, лесные массивы и хорошее транспортное сообщение со столицей. Немудрено, что Боровляны с каждым годом разрастаются, что называется, и вширь, и вглубь. Очень удобно: Минск под боком, можно на работу ездить.


Одни построили здесь жилье по льготным кредитам для сельской местности и очень надеются, что поселок вскоре станет минским «анклавом». Другие приобретают здесь недвижимость с тем же тайным расчетом на столичную регистрацию. В итоге этот жилой массив в 10 км от кольцевой обогнал по численности многие города, которые метят в спутники. Здесь проживает  проживает  около 40 тысяч человек. Как вам цифра?

Молодые родители шутят: «Когда становились на очередь в детский сад в Боровлянах, специалисты подсчитали: наш ребенок попадет в ясли к 13 годам». Они шутят, но им не смешно. Эксперты прикинули: чтобы ликвидировать нехватку детских садов, нужно построить 12 таких учреждений. Но где найти источник финансирования?..

Светленькая и тоненькая Алла качает коляску с трехмесячным сынишкой, рядом прыгает ее четырехлетняя дочка: «Стала на очередь в сад с рождением первого ребенка, а подойдет она только к трехлетию второго». Такая вот арифметика жизни. Местные мамы, правда, под покровом тайны, сообщают: здесь некоторые предприимчивые родители создают домашние сады. Другие возят малышей в Минск. Куда деваться?

Не менее напряженная ситуация со школами. Этой осенью в первый класс пришло около 500 учеников. Виктор живет в Зеленом Бору, в этом году его дочка стала школьницей. Проблема перенасыщенности школьных коридоров для него, как никогда, актуальна: «В школе, где учится Вика, в прошлом году, по-моему, было пять первых классов, сегодня — десять. Дети занимаются в три смены, но разве это выход? А еще у нас нет спортивных и развлекательных центров. Магазины на каждом шагу, заходи — не хочу, а ребенка в секцию пристроить, это еще постараться нужно. Зато застраивается высотками каждый квадратный метр. Слышал, что и это еще не предел, но Боровляны-то не резиновые».

О том, что Боровляны и Лесной значительно прибавили «в весе», свидетельствуют и внушительные очереди из машин в утренние и вечерние часы. Супруги Елена и Артем негодуют: чтобы проехать «пятачок» Боровляны—Минск, приходится пятнадцать-двадцать минут стоять в пробке. Ни дать ни взять, проспект Независимости. А из-за многочисленных медицинских учреждений, находящихся в Боровлянах, сюда съезжаются пациенты со всей области. Частая здесь картина: автобусы еле протискиваются среди машин, оставленных автовладельцами.

Кстати, о медобслуживании. История этого жилого конгломерата связана с медициной. Здесь расположено сразу несколько крупных учреждений здравоохранения: Минская областная клиническая больница (детская и взрослая), больница и поликлиника района, НИИ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова, Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии. Местные жители обслуживаются в поликлинике Минской ЦРБ. Судя по возмущениям, многим не нравится, что взрослое и детское отделения находятся в одном здании. «Но есть и существенные плюсы, — Елена пришла в поликлинику, чтобы сделать прививку малышу. — Если нет узких специалистов, направляют в областную клиническую, а там тебе и аллерголог, и невролог... И главное — она в двух шагах! Да и специалисты толковые».

Елена тоже живет в Зеленом Бору, замечает, что условия прекрасные: квартал оборудован видеонаблюдением, есть крытые велопарковки, шикарные детские площадки, а мусор местные жители выносят на улицу и складируют в специальные контейнеры-«дома». При этом женщина грустно вздыхает: «Все бы хорошо, но есть недоброе предчувствие: такими темпами Боровляны превратятся в душный панельный муравейник. А проблемы, связанные с инфраструктурой, обострятся еще больше».

И Елена, и многие другие мои собеседники повторили одну и ту же мысль: Боровляны давно выросли из деревенских штанишек и претендуют на другой статус. Близость к Минску сыграла с поселком и его жителями злую шутку: вроде все приехали жить в город, но вот нормативы для него пока прописаны «сельские». Отсюда все разочарования.


Комментарий в тему

Елена СУХОДОЛОВА, начальник управления архитектуры и строительства администрации Октябрьского района Минска:

— Микрорайон Сокол растет и активно застраивается. И надо признать, что развитие социальной инфраструктуры не успевает за темпами строительства жилья, прежде всего по причине финансовых затруднений. Но мы надеемся, что в ближайшие годы ситуация изменится.

 

В 2010 году УП «Минскградо» разработало градостроительный проект детального планирования жилого микрорайона Сокол, согласно которому проектируемая территория будет занимать 380 гектаров, сейчас эта цифра — 290. Социальная инфраструктура предусматривает размещение множества объектов, в их числе — общеобразовательные школы на 3832 места и детские дошкольные учреждения на 1390 мест. Также запланировано строительство нескольких продовольственных и непродовольственных магазинов, предприятий общественного питания. В конце прошлого года с этой целью через аукцион продан участок по улице Барамзиной: крупная табачная компания собирается построить там многофункциональный комплекс. Сейчас разрабатывается проектная документация, срок реализации инвестпроекта — 2015 год. Также в планах возведение поликлиники на 850 посещений в смену и трех аптечных объектов.

 

Мы понимаем обеспокоенность жителей микрорайона отсутствием прямой дороги из Минска в Сокол, ее появление также значится в проекте детального планирования, но относится ко второй очереди строительства — после 2015 года.

Таисия АЗАНОВИЧ

taisi9@rambler.ru


Пригород знает себе цену

В последние годы все больше минчан предпочитают встречать старость за пределами шумного города. Еще одна категория людей, стремящихся за кольцевую, — приверженцы экологически чистых продуктов: в деревне они садят сад и огород, заводят домашних животных. Как все эти настроения отражаются на стоимости недвижимости?

Директор агентства «Загородный дом» Владимир Чернушевич уверяет, что еще два десятка лет назад ситуация была абсолютно противоположной, все стремились в Минск. Сейчас даже пришлось создать подразделение «Квартирный центр», его клиенты — люди, желающие продать свои квадратные метры в Минске и приобрести дом за городом. Насколько это возможно, ведь в сознании людей глубоко засел факт: коттедж за кольцевой стоит очень дорого. Чернушевич приводит свежий пример:

— Вчера оформили сделку. Пожилая пара продала свою двухкомнатную квартиру в хорошем районе за сто тысяч долларов и купила добротный дом в Острошицком Городке за девяносто пять.


Как правило, люди предпочитают селиться в направлении, соседствующем с их бывшим местом проживания. Например те, кто жил в Уручье, ищут дом в московском направлении, обитатели Малиновки выбирают брестский вектор и т.д. Конечно, немаловажны финансовый вопрос и наличие предложений по тому или иному району. Самыми дорогими местами считаются Зацень, Новинки и Боровляны. Прежде всего по причине их близости к городу. В цене сейчас и Раубичи, благодаря реконструкции спортивного комплекса. По-прежнему есть спрос на Ратомку и Ждановичи, но специалист не скрывает: они заселены на 95 процентов, свободных участков там днем с огнем не сыщешь.

Совсем другое дело — Колодищи. В поселке лишь пятьдесят процентов земель имеют своих хозяев, то есть, обладая суммой в несколько десятков тысяч долларов, там без проблем можно купить участок. Еще одна особенность Колодищей — это огромное количество предложений с незавершенным строительством. Это последствия «хапуна», случившегося несколько лет назад: люди за невысокую стоимость брали участок, собираясь впоследствии продать его втридорога. Но подоспевший закон заставил их возвести стены, вот теперь и предлагают строения в таком виде.

Что касается жилья в многоквартирных пригородных домах, то спрос на них также есть. Причем, как и в Минске, наметилась тенденция к снижению стоимости. В зависимости от года постройки, материала стен и внутренней отделки цена за квадратный метр колеблется в пределах 1200—1500 долларов, то есть совсем незначительно отличается от столичной.

АВТОРИТЕТНО

Александр АКЕНТЬЕВ, главный архитектор УП «Минскградо», возглавляет коллектив разработчиков генерального плана города Минска:

— Возможно, какие-то населенные пункты когда-то и смогут стать частью Минска. Но есть ли в этом резон?.. Сегодня масштаб столицы от западной до восточной границы по прямой — 35 км. А это целый космос, огромная величина. Только во Фрунзенском районе проживает почти 450 тысяч человек, это самый большой район в стране! А теперь вспомните, сколько областных городов достигли такой численности? Получается, столица настолько велика, что нет необходимости претендовать на ее расширение. Более того, у каждого населенного пункта есть свой «устав». Другими словами, есть некий «городской», столичный образ жизни, который администрация города поддерживает и развивает. Учитывается все: характер расселения, организация работы общественного транспорта, наличие и доступность детских садов, школ, остановок… Так вот, в населенных пунктах, которые находятся в окружении Минска, сложился свой уклад жизни. Изменить «прописку» района на городскую — полдела, а соответствовать столичному уровню — куда более сложная задача.

 

Скажем, как отнести Колодищи к столице, если время «путешествия» от центра Минска до периферийных кварталов Колодищ на общественном транспорте займет более часа? Между тем для жителей столицы транспортная доступность центра из любого района не должна превышать шестидесяти минут. Городское пространство должно оцениваться по степени комфортности, а также величиной доступности основных объектов — мест приложения труда и объектов общественного обслуживания и отдыха. В идеале до таких «точек» минчанин должен добираться менее чем за тридцать минут.

 

Есть понятие «агломерация» — город плюс окружающие его поселения. Но при этом у нас нет института прописки. Мы живем открыто. Ежедневно около ста тысяч человек из Минского и других районов приезжают в Минск на работу. В это же время из столицы минчане едут на службу за пределы города. Это мировая практика. Сейчас перед нами стоит актуальная задача — обеспечить, как образно определил глава государства, «огранку» Минска и создать для его жителей самый высокий уровень комфортности проживания. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter