Есть ли будущее у россонского кирпича, и почему он тянет завод на дно?

Волевым решением главы Витебской области Александра Косинца будут реализованы складские запасы продукции. По простому принципу: всем сестрам по серьгам, то бишь по 500 тысяч штук кирпича каждому району Витебщины. Глядишь, и рассосутся залежи из 12 миллионов штук, которые накапливались в течение трех лет и уже взяли завод в плотное оранжевое кольцо.

В июле должен заработать простаивавший год филиал Обольского керамического завода в Россонах.

Волевым решением главы Витебской области Александра Косинца будут реализованы складские запасы продукции. По простому принципу: всем сестрам по серьгам, то бишь по 500 тысяч штук кирпича каждому району Витебщины. Глядишь, и рассосутся залежи из 12 миллионов штук, которые накапливались в течение трех лет и уже взяли завод в плотное оранжевое кольцо.

Как считает заместитель председателя Россонского райисполкома Александр Кашпуль, проблема с реализацией этой продукции возникла, когда от нее отказались санкт-петербургские и московские потребители. Россияне сами наладили кирпичное производство и в услугах белорусов теперь не нуждаются. Из зарубежных потребителей осталась лишь Калининградская область.

Думается, если бы россонский кирпич был конкурентоспособным по цене, то, пожалуй, по-прежнему был востребован на российском рынке. А пока даже у белорусских строителей особого интереса не вызывает. Стройорганизации и частники предпочитают покупать логойский, который обходится втрое дешевле. Переизбыток этого строительного материала в северном регионе страны налицо: в прошлом году здесь произведено 187 миллионов штук кирпича, а потреблено втрое меньше. Россонцы готовы ежегодно выдавать на-гора 20 миллионов штук, но будет ли на них спрос?

Увы, конкретных шагов к удешевлению продукции Россонского филиала руководство КПУП «Обольский керамический завод» не делает. Необходимы немалые средства для модернизации производства в части снижения энергоемкости. Головное предприятие такими ресурсами не располагает — само надеется на немецкого инвестора, с которым ведутся переговоры.

— Проблема не только в переизбытке дорогостоящей продукции, но и в высоких транспортных расходах при ее вывозе из-за отсутствия железной дороги, — уверен директор Обольского керамического завода Николай Скоморохов. — Если бы здесь проходила железнодорожная ветка, транспортировка грузов удешевилась бы в шесть раз.

Однако строительство 40 километров путей обойдется в копеечку, ведь укладка только одного предположительно стоит около трех миллиардов рублей. Даже если дорогу построят, случится это не раньше чем через 10 лет. Вопрос о прокладке такой ветки от Полоцка до Россон по инициативе председателя Витебского облисполкома Александра Косинца будет обсуждаться на республиканском уровне. Тем временем, дабы вывести из дорожно-транспортного ступора экономически парализованный район, Александр Николаевич взял на себя ответственность за перевозку кирпича и леса отсюда автомобилями с нагрузкой на ось 8 тонн вместо допустимых шести. Травмирующее воздействие на асфальтобетонное покрытие единственной транспортной артерии резко увеличится, но ее возьмут под контроль дорожники. К слову, давно назрела необходимость модернизации автодороги Полоцк — Россоны. Руководство области надеется, что это произойдет уже к будущему лету.

От этого, в конце концов, в немалой степени зависит будущее россонского кирпича. Но тянет он завод на дно все-таки из-за непомерно высокой себестоимости. Может, со снижения энергоемкости его производства и стоило бы начать? Кто-то скажет: а не прикрыть ли заводишко вообще и забыть об этой головной боли? Нет, господа, появится еще большая, от которой регион попытался избавиться в свое время, создав филиал. Не так велики шансы трудоустроиться в этом маленьком аграрном районе, чтобы запросто отказаться от промышленного предприятия. Куда подадутся 130 его работников? Во время вынужденного простоя они худо-бедно перебивались компенсациями. Кто-то оказался задействован на производстве тротуарной плитки, иные взялись за выпуск керамических сувениров, третьи (их большинство) привлекались к сельхозработам в аграрном секторе. Но люди знали: разрубится гордиев узел, то есть наладятся дела со сбытом, — и они вернутся в цеха, на свои рабочие места. Если не будет будущего у кирпича, потускнеет оно и у его производителей.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

НА СНИМКАХ: образцы продукции предприятия; замерший в ожидании цех; оранжевое кольцо вокруг завода сжимается.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?