Есть контракт!

Цена на нефть, поставляемую в Беларусь, осталась на уровне 2006 года
Цена на нефть, поставляемую в Беларусь, осталась на уровне 2006 года

В феврале российские компании будут поставлять в нашу страну сырую нефть по цене 225 долларов за тонну. Об этом агентству «Интерфакс» сообщил первый вице–премьер Владимир Семашко. В прошлом году белорусские НПЗ покупали сырье по аналогичной цене. При этом, по данным специалистов, сверхприбыли российских компаний составляли около 80 долларов с каждой тонны. Теперь они сократятся на сумму экспортной пошлины, введенной российским правительством. Напомним, с 1 января при поставках на «Нафтан» и Мозырский НПЗ нефтяные компании должны уплачивать в российский бюджет 53 доллара с каждой экспортируемой тонны. Таким образом, новый платеж целиком лег на плечи российских поставщиков.

Однако, как отмечают эксперты, несмотря на снижение рентабельности поставок, привлекательность белорусского направления для российских нефтяников сохранилась. По словам Владимира Семашко, нефть в феврале в страну будут поставлять «РуссНефть», «Роснефть», «ЛУКойл» ТНК–ВР и «Газпромнефть» (вчера также стало известно о том, что контракт на будущий месяц с Мозырским НПЗ подписала компания «Сургутнефтегаз». — В.В.). Как отметил Владимир Семашко, новая формула цены выгодна для белорусских перерабатывающих предприятий.

Что касается объемов поставок, то они на этот год запланированы на уровне 21,5 миллиона тонн. Готовы ли российские корпорации их заполнить? С этим вопросом «СБ» обратилась в головной офис компании «Сургутнефтегаз» — крупнейшего экспортера сырья в Беларусь. Там сообщили, что точные объемы пока согласовываются, однако они наверняка не будут значительно отличаться от ранее запланированных. В головном офисе другого российского поставщика — ОАО «ЛУКойл» отметили, что поставки на белорусские НПЗ остаются для компании привлекательными. «В прошлом году мы ввезли в Беларусь более 2 миллионов тонн сырой нефти. В наши планы на 2007 год входило увеличение экспорта до 4 миллионов тонн. Правда, эта цифра была запланирована до того, как правительство изменило условия поставок. Тем не менее мы не исключаем, что в этом году экспортные объемы будут максимальными», — сообщили в компании.

А какова будет ситуация на внутреннем рынке топлива?

В прошлом году цена на бензин подрастала несколько раз. При этом «Белнефтехим» подчеркивал: продажи на внутреннем рынке остаются убыточными, рентабельность по основным маркам топлива отрицательная... А вот после изменения «прайсов» 20 января нынешнего года прозвучали совсем другие комментарии. В концерне заявили, что повышения в ближайшие полгода скорее всего не будет. Не исключено даже, что цена на топливо застынет до конца 2007–го (хотя вчера зампред концерна Михаил Осипенко заявил, что одноразовое повышение — на 5 процентов — все же предполагается). Объясняется все просто. С 20 января «Белнефтехим» при продажах внутри страны наконец получил положительную и довольно солидную рентабельность — 20 процентов. Эта величина была достигнута как благодаря повышению цен, так и при помощи сокращения фискальной составляющей в цене топлива, которая раньше по отдельным маркам превышала 50 процентов.

Кстати, в былое время у многих вызывало удивление, почему рука об руку с государственным концерном на заправках Беларуси торговали отнюдь не связанные социальными обязательствами российские корпорации. Ведь если «Белнефтехим» регулярно ссылался на убыточность продаж в стране, то какой смысл было держать свои АЗС тем, кто нацелен исключительно на прибыль? Ответ лежал на поверхности. Поставки сырой нефти на белорусские НПЗ, ее переработка и экспорт в Европу приносили пятерке крупнейших поставщиков — «Сургутнефтегазу», «ЛУКойлу», «РуссНефти», «Славнефти» и «Роснефти» солидные дивиденды, которые с лихвой окупали потери от реализации на заправках от Буга до Смоленска. Благодаря экспорту в страны ЕС формировали свою прибыль «Нафтан» и Мозырский НПЗ.

В прошлом году эти два предприятия были ведущими налогоплательщиками в казну. При этом оба имели рентабельность производства на уровне 25 процентов. Таким образом государственные и коммерческие интересы балансировали фактически идеально. Так бывает далеко не в каждой стране, где есть своя переработка. Например, в Украине покупающей российскую нефть, в цену которой входит 180–долларовая пошлина, бензин, как это ни парадоксально, ощутимо дешевле, чем в Беларуси. Однако рентабельность ведущего украинского НПЗ — Лисичанского, по данным компании «ТНК–ВР Украина», в прошлом году составила всего 0,3 процента. При этом стоит отметить, что налоговая нагрузка на бензиновый сектор в Украине ниже, чем в Беларуси. А о масштабном экспорте горючего там пока речь не идет.

Белорусские заводы, находящиеся в более предпочтительном положении, стремятся к достижению евростандартов. По сути, осталось снизить содержание ароматических веществ и серы в выпускаемом бензине, после чего европейское качество станет вполне осязаемым. Но все это возможно в том случае, если финансовое положение заводов останется стабильным. Судя по последним новостям, ритмичная работа вполне реальна.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter